Дочь вицина выбрасывает дневники отца. Георгий Вицин — личная жизнь, дети, причина смерти Вицин георгий михайлович дочь

Он стал актером, чтобы избавиться от болезненной застенчивости. «Я пытался бороться с закомплексованностью, — вспоминал впоследствии Георгий Михайлович, — и меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории». Внешне ему это вполне удалось, вот только в душе он так и остался скромным, стеснительным. По словам тех, кто хорошо его знал, Вицин был, скорее, созерцателем, философом, погруженным в свой внутренний мир, но вынужденным время от времени надевать маску шута и выходить в ней на сцену или съемочную площадку.Всю жизнь Георгий Михайлович «жонглировал» своим возрастом. По документам он появился на свет в 1918 году в Петрограде, на самом же деле, был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне российский Зеленогорск. В 30 с лишним лет актер был одинаково убедителен в роли древнего деда Мусия («Максим Перепелица») и юного Васи Веснушкина («Запасной игрок»), потом в «Женитьбе Бальзаминова» и вовсе «помолодел» на 28 лет.

Вицину был под силу любой образ - мистик Гоголь в «Белинском», сексуально озабоченный старик Морозо в спектакле «Укрощение укротителя», скромный романтик Канарейкин в «Она вас любит». Но недаром некий пожилой актер, глядя на ужимки и прыжки молодого Вицина, мрачно и с пафосом произнес: «Обезьянка... Дурачок... Шут гороховый!». Больше всего мы любим комедийные роли актера - Сэма в «Деловых людях», Хмыря из «Джентльменов удачи», Волшебника из «Старой, старой сказки», пана Цыпу из «Кабачка «13 стульев» и, конечно же, Труса из знаменитых фильмов Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»...

Георгий Вицин редко давал интервью, объясняя это давней, еще с детских лет, нелюбовью к экзаменам. Его дочь Наталья тоже избегает общения с журналистами (видимо, это у них наследственное). Но аргументы у нее другие: «Думаю, даже согласившись побеседовать, отец не ответил бы ни на один ваш вопрос, зато загнул бы что-нибудь такое, что вы точно запомнили бы на всю жизнь, - например, прочитал какое-нибудь стихотворение или спел частушку собственного сочинения».

«ПАПА НА ОДИН ДЕНЬ ПОВЕЗ МЕНЯ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ ВЕЛАСКЕСА «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ»

- Наталья Георгиевна, наверное, все ваше детство прошло в киноэкспедициях - на съемках Георгия Михайловича?

Больше всего времени мы проводили в Ялте - там жила моя мама, будучи беременная мной, там я даже в школу пошла. Мы, дети, очень любили Ялтинскую киностудию. В ее дворе стояли кареты, фрагменты декораций каких-то башен и замков из сказок Птушко, среди которых так интересно было играть. Был там и огромный бассейн, правда, без воды, в нем снимали отдельные эпизоды фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Можно сказать, что я росла в сказке, и этим счастьем обязана папе.

- На киностудии Вицина, наверное, все очень любили?

Отношение к папе было двойственным. Я это очень хорошо знала, потому что общалась преимущественно с бутафорами, осветителями, ассистентами режиссера, а особенно с их детьми. С одной стороны, его зазывали, старались отпросить из театра на съемки хотя бы на два дня, с другой - с трепетом ждали его появления, потому что знали: если Вицин приедет, обязательно пойдет дождь и нельзя будет снимать.

Папа не любил солнца и обожал шторм, предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там нет никого из отдыхающих - только он и птицы. Вообще, обожал Крым, всегда снимал на домашнюю камеру дорогу из Симферополя в Ялту.

Хорошо помню одну историю: мы с ним на поезде приехали в Симферополь, на улице жара. Папа вышел из вагона в теплых ботинках, непромокаемом плаще и с зонтом. «Георгий Михайлович, - рассмеялся встречающий нас ассистент режиссера, - вы немного не по погоде оделись, на небе ни единого облачка!». - «Ничего, - ответил папа, - природа меня любит, она меня не подведет».

Сели в машину, доехали до перевала - солнце. Начали спускаться к морю - увидели удивительную картину: все побережье затянуто тучами и идет дождь. «Откуда он взялся, - недоумевали ассистент и водитель, - еще час назад небо было абсолютно чистым?!». Я посмотрела на папу - он хитро улыбался. Мне тогда показалось, что он у меня немного волшебник: как задумает, так и будет.

- Георгий Михайлович хотел, чтобы вы стали актрисой?

Нет, у меня с детства проявились склонности к рисованию, и папа этим очень гордился. Его родной брат был профессиональным художником и скульптором, учеником знаменитой Веры Мухиной, ассистировал ей во многих работах, в том числе и в тех, которые она делала для своей выставки в Париже. Папа тоже неплохо писал и лепил, у него просто не было времени, чтобы этим заниматься. Но как-то они с дядей на спор лепили портреты друг друга, так у папы получилось ничуть не хуже, хотя он никогда этому не учился.

- Разве ваш отец не мечтал с детства стать актером?

Так оно и было. В дневниках, которые папа вел с юных лет, я прочитала, как он, злостный безбилетник, тайком пробирался в театр: нужно было быстро пробежать мимо швейцара и пробраться на балкон, а еще лучше - на колосники... Он знал наизусть все роли и часто представлял себя на месте любимых актеров. Но и краски с холстом его манили тоже.

- Возможно, в вас он видел воплощение своей несбывшейся мечты о живописи?

Папа старался воспитывать во мне художественный вкус. Помню, когда я была совсем маленькой, он на один день повез меня в Киев только для того, чтобы показать «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, который считал уникальным. Причем, чтобы вырваться, ему пришлось сделать какие-то немыслимые перестановки в своем съемочном графике - у него ведь каждый день был расписан. Заодно отец показал мне и Киев, который очень любил. Самое большое впечатление на меня тогда произвел Андреевский спуск и стоящая в самом его начале красивейшая церковь Растрелли.

- Георгий Михайлович был строгим родителем?

Скорее, требовательным. Он не терпел нравоучений и никогда меня не ругал, но одного его взгляда было достаточно, чтобы я сделала так, как он хочет. Даже повзрослев, курить в его присутствии я стеснялась. Он был человеком серьезным, но в общении всегда оставался хохмачом - мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал легкостью почти мальчишеской. А вот за хохмы мама его всегда ругала, потому что за годы супружества наслушалась столько, что это был уже явный перебор.

«ГЕРОИЧЕСКИЕ РОЛИ ОН СЧИТАЛ СКУЧНЫМИ»

- За что Георгия Михайловича в свое время исключили из Щепкинского театрального училища?

Он не посещал политинформации (ему это было неинтересно), а официальная формулировка гласила: «За нарушение учебной дисциплины». А ниже в приказе на отчисление написано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ, и стоит личная подпись Николая Павловича Хмелева, который взял его к себе на курс. Хмелев многому научил папу, они были не только учителем и учеником, но и друзьями.

- Хотя это не помешало вашему отцу увести у Хмелева жену - актрису Дину Тополеву?

Ну, можно сказать и так, хотя это поверхностная формулировка. Речь ведь идет не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьезных отношениях двух людей. Папа с Диной прожили вместе 20 лет. Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам. Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими и не пошлыми, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, мало кому понятны.

Даже когда они расстались и папа женился на маме, он все равно продолжал общаться с Диной, как с близким другом, а я воспринимала ее как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, когда достигла возраста, в котором не обо всем можно рассказать родителям, именно Дина стала моей лучшей подругой.

Она ведь старше папы, но казалась мне самой молодой и веселой. В ней было то обаяние, которое встречается только в актерах, яркость эмоций, умение рассказывать. А какие у нее были подружки-актрисы! Они жили в каком-то особом мире любовных писем, записочек, вечеринок, чаепитий и увлекательнейшего общения - сейчас такого уже не существует. Эти дамы любили театр как сосредоточение искусств, а не как средство для заработка.

Многие комедийные актеры болезненно переживали отсутствие серьезных ролей. А как на это реагировал ваш отец?

В начале карьеры никто не прочил ему комедийного амплуа, у него были вполне серьезные театральные и киноработы. Режиссер Григорий Моисеевич Козинцев, снимавший фильм «Белинский», где папа сыграл Гоголя, очень высоко ценил его талант и хотел работать с ним дальше. А увидев его в «Псе Барбосе», очень сожалел, что такой актер начал сниматься в комедийных картинах. У нас сохранились письма от Козинцева к отцу, я их читала.

У папы были пробы, например, на роль Овода, которого потом сыграл Олег Стриженов, однако он себя в ней не представлял. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд... Но Бастер Китон с непроницаемым лицом (его еще называли комиком без улыбки) был отцу, пожалуй, ближе всех. Серьезные и героические роли он считал скучными. Высшим пилотажем для него была трагикомедия, и все его персонажи были именно такими.

- В том числе и самая любимая его роль - в фильме «Женитьба Бальзаминова»?

Не могу сказать, что она была для него самой любимой, но самой желанной - точно. Отец со своим другом, кинорежиссером Константином Воиновым, задумали экранизацию пьесы Островского еще в Школе-студии МХАТ, где вместе учились. Когда такая возможность у них, наконец, появилась, были безумно счастливы. Я, тогда еще ребенок, хорошо запомнила атмосферу, царившую на площадке, - люди не столько работали, сколько получали удовольствие.

Снимали в Суздали, бывшей тогда еще тихим провинциальным городом. Все наслаждались настоящей жизнью! Им не помешало даже то, что папе было уже хорошо за 40, а его герою, Мишеньке Бальзаминову, около 20-ти. А самой любимой его работой был сэр Эндрю из шекспировской «Двенадцатой ночи». Отец очень гордился, что ее хвалили англичане: дескать, он очень точно ухватил суть их национального юмора.

- А как Георгий Михайлович относился к незабвенному Трусу из знаменитой гайдаевской троицы?

Считал эту роль редкой творческой удачей.

Отец, кстати, всегда говорил, что Трус по-человечески очень близок ему - он ведь тоже в душе поэт. А поскольку папа очень хорошо его чувствовал, то придумывал для него всякие смешные штучки.

Например, в сцене, когда Трусом вышибают дверь, предложил крикнуть: «Поберегись!». Но самая главная его находка - эпизод, в котором Трус, Балбес и Бывалый перегораживают Нине дорогу. Все, что происходит там с отцовским героем, он придумал сам. Ему это доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие, все-таки по натуре он больше режиссер, чем актер. Правда, рассказывая об этом, папа всегда благодарил Гайдая - говорил, что работать с ним было очень легко.

- Тем, что Георгий Михайлович всегда выглядел значительно моложе своих лет, он обязан занятиям йогой?

У него была собственная система владения собой, своим телом. Папа ведь ровесник революции, он появился на свет в 1917 году, его детские годы пришлись на гражданскую войну, разруху. Его мама, моя бабушка, воспитывала двух сыновей одна, они голодали. У отца было очень слабое здоровье, поэтому при первой же возможности она устроила его в так называемую Лесную школу, где детей и лечили, и учили. А при этой школе действовал самодеятельный театр, где преподавали старые актеры. Одной из дисциплин были дыхательные упражнения по системе йогов. Папа настолько увлекся ею, что потом всю жизнь серьезно и глубоко занимался физиологией человека, изучал всевозможные практики, позволявшие владеть собой.

Во всем, что касается здоровья человека и, главное, духовного отношения к своему внутреннему миру, он разбирался очень хорошо. Мог, например, восстановить силы за пять минут - просто засыпал и просыпался совершенно отдохнувшим. Мог замедлить пульс чуть ли не до 20 ударов - я сама это не раз проверяла.

Папа считал, что такие умения в его профессии просто необходимы, и часто делился своими знаниями с молодыми актерами. Еще он знал какие-то упражнения и приемы, позволяющие за короткое время омолодиться, - у него всегда спрашивали совета актрисы, с которыми он работал.

«СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ ИЗ ТЕАТРА ОТЕЦ НАПИСАЛ КАК РАССКАЗ В ДУХЕ ЗОЩЕНКО»

- Правда, что ваш отец коллекционировал афоризмы?

Он был неисправимым книголюбом и собирал библиотеку, наверное, там были и сборники афоризмов, но больше, конечно, он сам их сочинял. А как смешно показывал в лицах! Меня этот фонтан юмора иногда даже подавлял. Я понимала, что сама так не смогу никогда, поэтому и не рассказывала в его присутствии анекдотов - мои потуги на актерство казались мне смешными и беспомощными.

Отец был творческим человеком абсолютно во всем.

Например, заявление об уходе из театра (папа, если его совсем уж доводили, мог проявить крутой нрав) он написал как юмористический рассказ в стиле своего любимого Зощенко - получилось настоящее произведение искусства, у меня сохранились черновики. Оно настолько комично и одновременно грустно, что над ним можно просто рыдать. Но главное - текст был неофициальным: отец терпеть не мог шаблоны и стандарты.

- А что Георгий Михайлович читал?

Увлекался философией, любил классику, особенно Толстого, обожал письма и дневники великих людей. Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело - во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что - отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься...

- Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?

У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того - еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, - в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте.

Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака - у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.

Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге - например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне.

О любви Георгия Михайловича к животным ходят легенды. Директор Музея трех актеров Владимир Цукерман рассказывает, что он каждый день выходил во двор с несколькими пакетами пшена, которое скармливал голубям.

Когда я покупала ему одежду, он первым делом смотрел на карманы и говорил: «Нет, это мне не подходит, здесь маленькие. Почему не делают большие, чтобы влезал пакет с крупой?». И я старалась выбирать вещи с огромными карманами, а если не удавалось найти ничего подходящего, пришивала их сама. Вы не представляете, насколько уникальным было его общение с птицами, которые всегда - в любую погоду! - ждали его прихода.

Когда папа заболевал или был занят на концерте, просил меня пойти покормить пернатых. Как будто оправдываясь, говорил: «Наверное, это была глупая затея - начать их кормить, но если уж принялся, нельзя бросить. Они голодны и будут ждать». И я шла.

Поначалу мне даже бывало стыдно, что занимаюсь этим, но потом общение с ними дало мне возможность правильно чувствовать окружающий мир. Иногда я даже думаю: может, это и есть самое главное в нашей жизни? Птицы меня не знали, но, увидев папину собаку, тут же начинали слетаться. Я переходила с одной улицы на другую, они парили над крышами. Я садилась на скамейку - они принимались играть с собакой. Вороны даже таскали ее за хвост.

- Невероятно!

Возможно, кто-то подумает, что рассказываю сказки, но так оно и было. Они прилетали больные, со связанными проволокой лапками, и папа просил меня помогать ему распутывать их. Какое-то время спустя спасенные прилетали к нам вместе со своими птенцами. Они ждали папу около подъезда, некоторые подлетали к нашим окнам и заглядывали в них. Конечно, птицы быстро привыкают к тому месту, где живут, но ведь была не голубятня, а обычная городская квартира на девятом этаже. Всегда ждали отца и дворовые собаки, которых он подкармливал чем мог.

«ПУБЛИКАЦИИ О ТОМ, ЧТО ОТЕЦ УМЕР В НИЩЕТЕ, МЕНЯ ОСКОРБЛЯЮТ»

- Сколько собак было у вас дома?

Три - всех отец подобрал на улице. Пса Мальчика нашел зимой, в тот год она была особенно холодной, и бедняга замерзал на улице: хоть и лежал на том месте, где проходят трубы теплоцентрали, двигаться уже не мог.

Папа притащил его домой на руках. Мальчик попал к нам уже взрослым псом со сформировавшимся свободолюбивым характером, поэтому обитать с ним в одной квартире было трудно, но он очень любил отца.

Потом отец еще одну собаку привел. Третью, которая до сих пор живет у меня, нашел на Калининском проспекте. Она была совсем щеночком, он наклонился, чтобы ее покормить, а она оказалась очень хитрой и, вместо того чтобы поесть, запрыгнула ему на руки. Так он с ней домой и пришел. Мама воспротивилась: «Хватит уже псов в доме!». Папа в ужасе, что придется выбросить собачонку на улицу, позвонил мне: «Срочно приходи, очень серьезное дело!»

Со мной отец всегда шутил, поэтому, когда я услышала его трагический голос, у меня чуть сердце не выскочило: бегу, а у самой перед глазами возникают картины одна страшнее другой. Забегаю в подъезд, а он со щенком сидит возле лифта: «Мама не пускает ее домой, забирай». Мне повезло, псинка оказалась самой маленькой по размеру, потому что остальные две были огромными.

Правда, со временем и их пришлось забрать - после смерти отца маме очень тяжело было за ними ухаживать. Одна умерла от старости, вторая убежала, а эта вот осталась. Она у нас - звезда экрана: когда делают телепрограмму или фильм о папе, ее обязательно снимают.

- Как Георгий Михайлович отнесся к перестройке и всему, что за ней последовало?

Философски. Помню его слова: «Сейчас все сломают, потом еще раз построят. Снова сломают и снова построят. Ничего нового в этом мире нет».

- Много пишут, что в последние годы жизни он очень бедствовал...

Честно говоря, публикации о том, что отец умер в нищете, меня оскорбляют. Да, у него действительно была небольшая пенсия, но в то время многие люди находились в подобном положении. Сами понимаете, когда коренным образом меняются условия жизни, первым этапом для всех становится шок. Люди пытаются понять, как жить дальше, но со временем приспосабливаются.

Молодые пережили то время гораздо легче, чем пожилые, у которых активный возраст давно прошел. Тем, кто в свое время не создал себе материальную базу, пришлось тяжело. Отец денег не накопил, это было абсолютно не в его характере. Он не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания. Жил, как свободный художник, в материальном плане довольно безалаберно. После перестройки взамен старых мастеров тут же появились какие-то звезды, получающие совершенно заоблачные гонорары, но отец был уже очень пожилым человеком.

- Но до последних дней работал - принимал участие в сборных актерских концертах...

С одной стороны, он вынужден был это делать - концертные гонорары были неплохой прибавкой к пенсии. С другой - эти выступления помогали ему держать себя в форме. Папа любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь - все! Надо все время шебуршиться!». И добавлял: «Меня спасают собаки - подходят утром, бьют лапой и говорят: «Давай просыпайся - мне надо в туалет!». Деваться некуда, приходится вставать».

Из знаменитой троицы Вицин - Никулин - Моргунов Георгий Михайлович, будучи старше всех по возрасту, ушел последним. Он тяжело переживал смерть коллег?

Конечно, у них ведь были очень теплые отношения. Первое время они часто встречались на концертах - они тогда были нарасхват, все старались их к себе заманить. Потом, когда Никулин стал руководителем и часто уезжал со своим цирком на гастроли, начали видеться реже. А вот с Моргуновым, с которым пересекались на актерских концертах, наоборот, чаще. И семьями мы больше дружили с Моргуновыми.

Ну а к тому времени, когда их не стало, ушли и почти все друзья отца - детские, юношеские. Он в этом смысле остался совсем один и, наверное, как-то научился справляться со своей скорбью.

Из-за того, что он молодо выглядел, многие события, связанные с ним, воспринимались неправильно. Например, журналисты часто пишут, что отец был нелюдимым, не любил компаний. Забывают, что речь идет о человеке преклонных лет...

У папы тоже были и веселые компании, и загулы до утра, но в другом возрасте. Многие в такие годы вообще отгораживаются от мира, закрываются в четырех стенах и не хотят ни с кем общаться. А он, - и это удивительно! - даже будучи очень пожилым, оставался публичным.

- Со временем имя Георгия Вицина все больше и больше обрастает легендами...

Наверное, это оправдано современной жизнью, ведь они лучше воспринимаются и быстрее усваиваются. Отец был абсолютно прав, не давая интервью: миф должен оставаться мифом, не стоит его разрушать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Народный артист СССР, актёр Георгий Вицин известен, наверное, каждому российскому кинозрителю. Его самым популярным образом на экране стал Трус из четырёх комедий Леонида Гайдая, начиная с фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» и заканчивая незабываемой «Кавказской пленницей». Кроме этого, Вицин снялся в более чем ста пятидесяти кинопроектах, чаще всего – в комических ролях, не считая озвучивания мультипликационных фильмов и дублирования зарубежных, радиоспектаклей и театральных ролей. Он был великолепным комическим актёром и таким запомнился публике навсегда. Причиной смерти Георгия Вицина стала болезнь сердца.

Он родился в 1917 году, в финском городе Териоки, который теперь стал территорией Санкт-Петербурга. В младенческом возрасте его перевезли с семьёй в Москву, где мать, работавшая билетёром в Колонном зале Дома союзов, часто брала мальчика с собой. С 12 лет Георгий стал играть в школьных спектаклях, чаще — отрицательных героев. В 1933 году он окончил московскую семилетнюю школу №26 и поступил в Театральное училище при Малом театре, но был отчислен «за легкомысленное отношение к учебному процессу». В 1934 году Вицин возобновил учёбу в театральном училище при Театре имени Вахтангова, в 1935 перешёл в Театральную студию МХАТ. Актёрскую деятельность молодой Георгий Вицин начинал с Театра-студии под руководством Хмелёва, затем, с 1936 по 1969 год работал на сцене Московского драматического театра имени Ермоловой.

Кинодебютом актёра, по его признанию, была роль в фильме Юткевича «Здравствуй, Москва!» в 1945 году, а не эпизод в фильме Эзенштейна «Иван Грозный», как считали его биографы. Уже в спортивной комедии «Запасной игрок» 1954 года, в роли Васи Веснушкина, Вицин обратил на себя внимание зрителей, а кроме того, у него были серьёзные роли Гоголя в драмах «Композитор Глинка» и «Белинский». В театре ему пророчили карьеру драматического актёра, а Григорий Козинцев пригласил на пробы для фильма «Гамлет». Всё изменила случайность: съёмки у Леонида Гайдая прошли раньше и Георгия Михайловича взяли на роль Труса. После этого он специализировался только на комических ролях, которые, временами многие находили почти гениальными.

В частной жизни Георгий Вицин был совсем не таким человеком, каких играл на экране. Он никогда не пил и не курил, а был вегетарианцем. Серьёзно занимался йогой и выглядел гораздо моложе своих лет: 17-летнего Веснушкина он сыграл в 37-летнем возрасте, а 25-летнего Бальзаминова – в 45 лет. В 19 лет у него были необыкновенные романтичные отношения с актрисой Диной Тополёвой, 35-летней красавицей, которая бросила мужа-режиссёра ради их любви. Талантливый художник, Вицин однажды создал её скульптурный портрет. Позже, будучи мужем племянницы знаменитого селекционера Мичурина — театрального костюмера Тамары Фёдоровны, Вицин помогал своей бывшей возлюбленной чем мог: ходил за покупками, доставал лекарства.

Вицин резко отрицательно относился к своей известности и говорил: «Если слава подкрадывается, прячься!» Он был бесконфликтным и приятным в общении человеком, но оставался закрытым даже для коллег. И о его болезни сердца в театре узнали только тогда, когда с ним на сцене случился сердечный приступ. К году своей смерти – 2001-му, когда ему исполнилось 84 года, Георгий Михаилович стал жаловаться на печень. Он всегда мало ел и любил орехи, которыми кормил своих домашних попугаев. Актёр расстраивался, когда кто-то предлагал ему помощь: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают».

Он подкармливал бродячих животных в своём дворе и его всегда встречала возле подъезда целая свора собак. Собаки и птицы, которым он тоже регулярно выносил хлебные крошки, сопровождали его гроб до кладбища. После смерти этого замечательного актёра, в народе появились нелепые слухи о том, почему умер Георгий Вицин: говорили, что он умер с голода. Это было неправдой, потому что дочь Георгия Михайловича — Наталья никогда не бросала своего отца. Он сам переехал в старую «хрущёвку» в Староконюшенном переулке, оставив Наталье 3-комнатную квартиру в центре столицы, и жил скромно, старательно избегя чужого внимания и любопытства.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

3390 Просмотров

Актер Георгий Вицин, его биография в Википедия (когда умер, причина смерти и где похоронен), фильмография (фильмы и главные роли), личная жизнь и фото, семья (национальность) — родители, жены, дети и сейчас вызывают интерес у многих поклонников таланта этого замечательного артиста, прославившегося игрой в комедийных фильмах.

Георгий Вицин – биография

Родился Георгий Михайлович в 1917 году в подмосковном городке Териоке (сейчас Зеленогорск). В школьные годы мальчик занимался в театральной студии и мечтал стать актером. Окончив школу-семилетку, в 1933 году, Георгий делал все для того, чтобы получить актерское образование, и, перепробовав несколько театральных заведений, из которых его через некоторое время отчисляли по причине легкомысленного отношения к учебе, все-таки взял себя в руки и окончил Школу-студию МХАТ.

Получив диплом, он становится актером московского театра им. Ермоловой, где работает до 1969 года, а затем переходит в Театр-студию актера.

В кино сниматься он начал с 1951 года. Притом что Вицин проявил себя как разноплановый актер, настоящая популярность пришла к нему после комедийных ролей.

Первой такой работой стала роль футболиста Васи Веснушкина в комедии «Запасной игрок», после которой на актера посыпались предложения проявить свой комедийный талант. Но настоящее признание и любовь зрителей пришли к Вицину после того, как он снялся в известнейшем фильме «Пес Барбос и необычный кросс», ведь именно здесь зрителям была представлена троица, ставшая впоследствии культовой – Трус (Евгений Моргунов), Балбес (Юрий Никулин) и Бывалый (Георгий Вицин). Эти три актера стали самыми настоящими народными любимцами, недаром они стали появляться и в других фильмах Леонида Гайдая — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Самогонщики» и «Кавказская пленница».

И хотя основной массе зрителей Вицин запомнился именно ролями в этих фильмах, на его счету было ещё множество интересных работ, ведь его фильмография — это 300 кинолент, что по плечу далеко не каждому актеру.

Георгий Вицин – личная жизнь

Долгое время Георгий Михайлович жил в гражданском браке с Надеждой Тополевой, и продолжал ей оказывать всяческую помощь, после того как они расстались.

Официальной женой актера была Тамара Мичурина – племянница известного биолога и селекционера И. В. Мичурина.

Георгий Вицин, его дочь Наташа и внук Михаил интересуют многих зрителей. Дочь Вицина Наталья родилась в этом браке. Впоследствии она стала художником-графиком, причем, эти гены переделись ей от отца, хотя не многие знают, что известный актер прекрасно рисовал – ему отлично удавались карикатуры, а, кроме того, он пробовал себя в живописи, графике и скульптуре.

Будучи уже в преклонном возрасте, Вицин переехал в однокомнатную «хрущевку», а свою просторную квартиру в центре Москвы отдал дочери. В последние годы жизни он жил очень скромно, практически ни с кем не общался, избегал журналистов, и лишь изредка выходил во двор, чтобы покормить голубей.

Скончался великий актер 21 октября 2001 года. Причиной смерти, как установили врачи, были хронические заболевания сердца и печени. Гражданская панихида состоялась в Центральном доме кинематографистов, после которой он был похоронен на Ваганьковском кладбище.

На церемонию прощания с великим актером пришли тысячи москвичей, а также многие известные актеры – Никита Михалков, Наталья Варлей, Владимир Этуш и другие.

Никита Михалков выступил с прощальной речью, в которой отметил не только высокие человеческие качества Георгия Вицина и его творческие достижения, но и сказал, что «комедийного артиста подобного масштаба в России не было и никогда не будет».

Ни счетов в банках, ни бриллиантов, ни загородных вилл после себя знаменитый артист не оставил. Главное его достояние — раритетные книги, картины, которые писал сам, записки и воспоминания о фильмах, в которых он снимался. Оказалось, что за десять лет, что прошли со смерти великого актера, часть его наследия отправилась на свалку или просто-напросто растаскивается совершенно посторонними людьми!

…Москвские власти капитально отремонтировали фасад высотки в Староконюшенном переулке, но памятная мемориальная доска здесь так и не появилась. Лишь в подъездном холле, рядом с почтовыми ящиками и обрывками рекламы, висит большой портрет актера. Рядом с объявлениями поклонники нет-нет да и напишут добрые слова любви.

Поднимаемся на 9-й этаж, к квартире, где 30 лет жил Георгий Михайлович. Кажется, время здесь остановилось. Покрашенные масляной краской стены, старый лифт, густой слой пыли на полу. Та же дверь, обитая дешевым дерматином, который от ветхости крошится в руках! Те же ободранные куски искусственной кожи, приклеенные скотчем: в день смерти хозяина его любимый пес Мальчик, чувствуя беду, в клочья разодрал и без того непрочную обивку. Газета «Жизнь» писала об этом десять лет назад, и за это долгое время здесь ничего не изменилось!

Дом

Как рассказали нам соседи, все десять лет квартира Вицина стоит закрытой. Дочь артиста Наталья затеяла в отцовской квартире капитальный ремонт, который тянется вот уже два года. Сейчас там нет ни полов, ни сантехники, ободраны все стены, а пианино, на котором играл Вицин, пылится в коридоре…

Мало кто знает, что Георгий Вицин был не только великим актером, но и прекрасным художником. Он рисовал карикатуры на актеров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи. В архиве Вицина остались дневники и множество писем. После его смерти они лежали в пустой квартире, но в музей так и не попали. После смерти отца Наталья хотела сама сделать ему памятник по своему проекту, но дальше слов дело тоже не пошло — на Ваганьковском кладбище так и стоит скромное мраморное надгробие, на которое кое-как наскреб деньги Союз кинематографистов…


Книги и рисунки великого актера скоро окажутся на свалке

— Да, я помогаю дочери Вицина с ремонтом, — рассказал «Жизни» строитель Вадим. — Жильцы этого дома знают меня давно, поэтому рекомендуют друг другу, когда надо что-то по мелочи сделать. Когда я впервые зашел в квартиру Вициных, конечно, остолбенел от разрухи и хаоса! Сантехника не работает, на окнах — не шторы, а какие-то тряпки холщовые. Бросались в глаза лишь полки с книгами и коробки с рисунками и картинами. Их было столько, что по дому нельзя было нормально ходить! Да, какую-то часть книг Вицина и старые кинопленки сразу пришлось выкинуть на помойку. Сами понимаете, что во время ремонта приходится очищать квартиру от ненужной рухляди! Дорогие издания, правда, Наталья, собрав в отдельную стопку, вывезла на дачу своего бывшего мужа. Она же куда-то вывезла дорогой антикварный шкаф. А пианино мне пришлось вытащить на лестничную клетку. Хочешь, забери его себе? Представляешь, на нем сам Вицин играл!

На прощание ремонтник подарил на память «поклонникам» несколько старинных книг Георгия Вицина и два десятка рисунков, мотивировав это тем, что все равно «хлам» никому не нужен и рано или поздно его придется выносить на помойку. Понятно, что при таком подходе к делу не удивительно, что раритеты Вицина уже находятся не в музее «Мосфильма», а в руках частных коллекционеров, а то и давно уже безвозвратно утеряны.

Дочь

О дочери Вицина даже те, кто знал ее с рождения, могут сказать немного. Она ведет затворнический образ жизни. Георгий Михайлович сумел купить ей хорошую двушку недалеко от Кремля — на Большой Никитской. Там она сейчас и живет со своим гражданским мужем Алексеем, редко появляясь в отцовской квартире. Наталья Вицина, единственная дочь гениального актера, детей так и не нажила. Сейчас ей уже далеко за пятьдесят, она несколько лет бережно ухаживала за своей больной мамой. А когда Тамара Федоровна ушла из жизни, замкнулась в себе. Наталья Георгиевна хотела написать книгу о своем великом отце, но вот уже десять лет эти планы так и остаются всего лишь призрачными мечтами.

— Это все так печально, — сожалеет соседка артиста по лестничной площадке Галина Лабковская. — Конечно, я помню и самого Вицина, и как у него дочка от жены Тамары родилась. Наташа, конечно, не в него пошла. Она с детства очень зажатая, перепуганная чем-то, вся в себе, общаться с ней невозможно! Георгий Михайлович заметил дочкину нелюдимость и записал ее на курсы актерского мастерства.

— Вицина вроде пишет какие-то картины. Но денег ни она, ни Алексей не зарабатывают вообще! — рассказала «Жизни» Надежда Маркина, старшая по подъезду в доме Вицина. — Перебиваются чем бог пошлет, нищета там страшная! Когда собираем деньги на домофон или еще какие-то хозяйственные нужды, так к ней стучаться бесполезно — все равно откажет. Не знаю, что сейчас происходит в ее жизни, но она мне всегда казалась очень и очень странной. Как не от мира сего…

Музей

Вскоре после смерти Вицина Наталье предлагали превратить родительскую квартиру в музей, но та отказалась.

Наталья решила сделать капитальный ремонт, сдать жилье в аренду и получать хоть какие-то деньги на жизнь. Но воз и ныне там…

— Наталья — очень скрытный человек, — сетует Надежда, консьержка дома на Никитской, где живет дочь актера. — Слова никому никогда не скажет! Правда, живет не одна, у нее есть гражданский муж Алексей. Наталья может несколько дней на улицу не выходить, а Алексей выводит на улицу собачку. Все остальные хозяева со своими питомцами по полчаса гуляют, а он — пять минут и бегом домой.

Мы попытались поговорить с самой Натальей Вициной, но она категорически отказалась от общения.

— Я не обладаю талантом рассказчика, — заявила она.- Мой папа не любил рассказывать о своей личной жизни. И я тоже не люблю!

// Фото: Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

Всеми любимый Трус из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Георгий Вицин родился 23 апреля 100 лет назад. Его творческие способности унаследовала единственная дочь Наталья. Она всю жизнь работала художником-графиком, среди ее работ – плакаты для фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» и картины «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Наталье за 60, она все еще садится за мольберт. Хотя дохода это занятие ей давно не приносит. Дочь актера живет на Большой Никитской в квартире, которую ей много лет назад подарил знаменитый отец.

С родственниками Вицина тоже не идет на контакт. Ее отец всю жизнь был близок с двоюродным братом Валентином Ивановичем. Сейчас его внуки безрезультатно пытаются наладить отношения с тетей Натальей Вициной.

«Мы живем во Владимире, потеряли связь с Наташей после смерти ее мамы, – рассказывает «СтарХиту» Анастасия Курносова, жена Семена, двоюродного внука актера. – Мама мужа первое время поддерживала с ней теплые отношения, постоянно созванивалась, но уже много лет до Наташи не дозвониться, телефон в ее квартире молчит. Поехать в Москву свекровь не может – немолодая, да и нам с супругом визит в столицу не под силу, ведь на руках маленькая дочка Машенька, двоюродная правнучка Георгия Михайловича. Чуть подрастет – покажем ей любимый фильм нашей семьи, где именитый родственник сыграл обаятельного Труса. Обидно, что наша связь так резко оборвалась... Нам жалко Наталью: как она там одна? Будем рады, если приедет в гости, готовы ей помочь всем, чем сможем: и вниманием, и деньгами, если понадобится».

Родня из Владимира – не единственные, кто переживает за судьбу семьи Вицина. Поклонники творчества Георгия Михайловича в группах его памяти в сети «ВКонтакте» часто обсуждают, что на могиле актера на Ваганьковском кладбище до сих пор нет памятника, вместо него скромная гранитная плита с датами рождения и смерти. В знак уважения пользователи хотят собрать деньги на установку монумента, но эту идею вряд ли поддержит Наталья Вицина. Женщина неоднократно высказывалась, что сама займется вопросом памятника отцу, правда, вот уже 16 лет дело стоит на месте.

«СтарХит» связался с Натальей Георгиевной, которая, в свою очередь, отрицает связь с предполагаемыми родственниками.

«Утверждения каких-то людей из Владимирской области, что они родственники Георгия Вицина, и что когда-либо общались с его семьей, являются абсолютно недостоверными. Это самозванцы, они относятся к той «известной категории» людей, которые пытаются доказать свое родство с выдающимися личностями и «звездами», - заверила дочь актера.