Проект про илью муромца. Самый главный подвиг Ильи Муромца. Путь в Киев

1 января Православная церковь отмечает день памяти святого преподобного Илии Печерского. Однако многим россиянам этот святой известен лишь как былинный богатырь Илья Муромец. Несколько поколений детей и взрослых зачитываются былинами о победах Ильи над страшными чудовищами, его захватывающих путешествиях и ратных подвигах. Даже став православным святым, Илия не «обзавелся» церковным житием. А все потому, что его жизнь напоминает волшебную легенду, где чудеса переплетаются с реальными событиями.

Чудесное исцеление

Практически все былины об Илье Муромце начинаются одинаково. Около тысячи лет назад на Муромской земле, в селе Карачарове, в крестьянской семье появился на свет долгожданный сын Илья. Но вскоре оказалось, что радость родителей преждевременна - мальчик не мог передвигаться самостоятельно.

Тридцать лет и три года сидел Илья сиднем на печи, пока не пришли в село старцы мудрые - калики перехожие - да и напоили будущего воителя водицею ключевой. Выпив воды, встал Ильюша на ноги, да вместе со здоровьем получил он и силушку богатырскую.

И здесь у читателя возникает первый вопрос: а кто такие калики перехожие? В стародавние времена каликами называли странников, которые бродили по селам и весям, пели песни да былины сказывали, а кроме того, помогали людям мудрыми советами. Свое прозвище старцы получили за то, что носили особую кожаную обувь - калиги, которые помогали странникам преодолевать значительное расстояние.

Предания гласят, что калики - это хранители древних магических знаний языческих волхвов. И раскрывали старцы свои секреты перед «человеком особым», что был отмечен высшим богом.

Позднее, во время расцвета христианства, старцев, исцеливших Илью, стали называть православными святыми, поднявшими богатыря на ноги с помощью молитвы и заговора.

Наследник Святогора

Чудесное исцеление принесло Илье Муромцу колоссальную физическую силу. Однако и здесь возникает вопрос: как простой крестьянский сын вдруг стал знатным витязем? Ведь в те далекие годы воинскому искусству учились преимущественно дети из богатых и знатных семей, да проходили они эту науку с раннего детства. А мужик- лапотник не успел с печи встать, как сразу в богатыри выбился! Оказывается, и здесь Илье Муромцу помогло чудо.

Встав на ноги, стал Илья помогать отцу крестьянствовать. Он отправился в лес, чтоб найти подходящее место под пашню. В чаще Илюша наткнулся на пещеру заветную, где ждал его богатырский конь Бурушка да хранился волшебный меч в богатых ножнах. Как только крестьянский сын взял меч в руки и вынул клинок из ножен, тут же чудесным образом овладел искусством воинским.

Согласно преданию, меч ранее принадлежал богатырю Святогору и обладал волшебной силой. Состарившись, Святогор стал опасаться, как бы его чудесный клинок в злые руки не попал. Вот и запрятал мудрый богатырь свое оружие, наложив при этом заклятие: мол, достанется сей меч только человеку достойному и справедливому, который и будет Святогору наследником на ратном поприще.

Всю жизнь Илья бережно хранил чудесный меч-кладенец. Те же былины сообщают о том, что даже в жарком бою богатырь свой клинок редко использовал. Чаще в ход шли «копьецо вострое» да «стрелочки каленые», или же крушил Илья вражью силу голыми руками, а при случае мог и сапогом отбиться от ворога ненавистного.

Служба ратная

Овладев в одночасье наукой воинской, стал Илья Муромец просить батюшку с матушкой, чтобы те отпустили его в стольный Киев-град на службу к князю Владимиру. Как известно, на службе у киевского князя муромский богатырь совершил множество ратных подвигов. Как говорил о своей службе сам богатырь: «Я стоял за земли родимые, я за церкви стоял соборные, я стоял за Русь-матушку!»

Еще Илья Муромец уничтожил несколько кровожадных чудовищ, о чем нам красочно повествуют былины. Более всего известен его первый подвиг - битва с Соловьем-разбойником. Кем же был этот душегуб, который мог свистом уложить на землю отряд воинов? Оказывается, Соловьем прозывали предводителя шайки разбойников, хозяйничавших на муромском тракте. Дело в том, что «дорожка прямоезжая», по которой ехал в Киев Илья Муромец, являлась главным путем, связывающим Муромское княжество с южными землями Киевской Руси. Именно здесь шли богатые купеческие караваны, которые и привлекли внимание Соловья и его «бригады». По всему видно, купцы предпочитали ехать другой дорогой, чем меряться силой с разбойником. А вот Илья не побоялся выступить против лиходея и победой над ним доказал, что достоин звания богатыря русского.

Не менее интересен и другой противник славного витязя - Идолище Поганое. «Погаными» на Руси называли язычников. Следовательно, в былине победа православного христианина Ильи Муромца символизирует торжество новой веры над языческими богами. Русский богатырь размозжил своего врага о землю почти так же, как князь Владимир Святой сбросил в грязь идол Перуна с позолоченной головой.

Еще одним знаменитым противником богатыря был грозный Калин-царь. Внимательный читатель без труда разглядит в этом сопернике богатыря черты ненавистных захватчиков Мамая и Батыя. По всему видно, что данное сказание было написано в более позднее время, однако и здесь Илья Муромец выступает как преданный защитник земли Русской.

Последний бой Ильи Муромца

Несколько десятилетий охранял Илья Муромец русскую землю. Состарившись, он принял постриг и стал иноком Киево-Печерского монастыря. Но хотя славный воин и сменил боевые доспехи на рясу инока, погиб он, как и подобает богатырю, в жарком бою. Об этой последней битве Ильи Муромца повествуют исторические хроники.

Великий набег на Киев и Киево-Печерский монастырь произошел в начале XIII столетия, в 1203 году. Это было время великой междоусобицы на Русской земле. Князья, борясь за «великий стол Киева», безжалостно сражались друг с другом. Чего стоит хотя бы тот факт, что в период с 1169 по 1181 год на киевском престоле поменялись 18 князей!

В 1203 году несколько удельных правителей, 15 объединившихся с ордами половцев, напали на стольный Киев. Летопись того времени гласит, что «такого разорения... дотоле не бывало». Страшная беда, обрушившаяся на славный Киев, заставила монаха Илью снова взяться за оружие. И этот бой стал для него последним.

Несколько десятилетий назад историк С. Хведченя реконструировал смертельный бой Ильи Муромца. Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а другой пронзил грудь Ильи копьем.

В былинах же о кончине Ильи Муромца рассказано по-разному. В одном сказании он погибает в жаркой битве с татарами, а в другом - от подлого предательства, усмиряя взбунтовавшихся язычников.

Однако самая романтическая версия ухода богатыря выглядит так. Состарившись, Илья Муромец отошел от ратных дел и, покидая Киев, встретил в чистом поле Святогора, своего духовного наставника. Святогор поведал Илье, что богатыри не умирают своей смертью, а превращаются в камни. И спать им в облике каменном долгие годы, пока не потребуется их помощь земле Русской.

Возможно, и сейчас где-то спит великий витязь, одетый каменным одеялом, ожидая часа, когда возникнет в нем нужда.

Легенды нового времени

Немало русских городов и селений претендовало на звание родины Ильи Муромца. Однако из этих споров победителем вышло былинное село Карачарово, ныне один из районов Мурома. В Карачарове по сей день бьет из-под земли родник, водой из которого исцелился богатырь Илья Муромец. На высоком берегу Оки стоит православный крест, указывая дорогу к роднику паломникам. Здесь у источника поставлена часовенка, посвященная Илье Муромцу, в которой хранится частичка его мощей, привезенная из Киева.

У Карачарова Ока делится на два рукава - новое русло и старицу. Предание гласит, что разделил здесь Оку сам Илья Муромец. Расчищая землю под пашню, вырывал Илюша из земли с корнем вековые дубы и бросал их в реку, отчего получилась на реке запруда и потекла она по-новому.

Несколько дубов столетия назад были подняты из воды и стали основанием для Троицкой церкви - приходского храма Карачарова.

Также в селе проживает семья Гущиных, называющих себя потомками Ильи Муромца. Существует ли родство данного семейства с легендарным богатырем, наверняка сказать сложно, но все мужчины этого рода обладают фантастической физической силой. Самым известным представителем этой семьи был Иван Афанасьевич Гущин (1824-1907 годы). Говорят, что он один легко поднимал на высокий берег Оки воз, который не могли сдвинуть с места две лошади. А жадному купцу, не пожелавшему по совести расплатиться с нанятыми рабочими, подпер ворота многопудовым якорем и не убирал его до тех пор, пока скряга не выплатил наемникам деньги.

Семейство Гущиных проживает в селе Карачарове на улице Приокской в небольшом деревянном доме. Предания гласят, что тысячу лет назад здесь пролегала окраина села и начинались гущи знаменитых муромских лесов. Где-то здесь в то время стоял домик родителей Ильи Муромца - Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, которых в селе тоже прозывали Гущиными: мол, жили они рядом с гущею леса.

Летят годы, сменяют друг друга столетия, а легенды об Илье Муромце не теряют свой популярности. Ведь он до сих пор стоит на страже отечества, благословляя свой дланью русское воинство, покровителем которого его назначила православная церковь.

Елена Лякина

ПРОЕКТ

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

НА ТЕМУ:

Выполнила ученица

4 «Б» класса шк. № 9

Куницына Дарья

г. Рязань

Илья Муромец - герой земли Русской

Победы русского богатыря Ильи Муромца.

Илья Муромец один из главных героев русских былин, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Богатырь обладал необыкновенной силой, помогающей побеждать многочисленных врагов.

ОСНОВНЫЕ ПОДВИГИ ИЛЬИ МУРОМЦА:

Чудесное исцеление

и первые подвиги Ильи

Былины рассказывают, что 33 года Илья не мог вставать: его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они попросили больного принести им воды, Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги.

Самый известный его подвиг -

победа над Соловьем-разбойником

Однажды Илья Муромец решил помочь людям и проложить дорогу через дремучий лес. Взял он дубину и начал сшибать деревья. Дойдя до речки Смородиной, увидел на том берегу Соловья-разбойника, который прокричал ему: «Что за невежа ходит по моему лесу?» А после стал на богатыря свистеть и рычать по-звериному. Муромец не испугался, а достал лук и выпустил в разбойника стрелу. Упал раненный Соловей с дуба, а богатырь поднял его, привязал к седлу и повёз в Киев. В общем, первый бой Ильи Муромца закончился лёгкой победой. Приехал наш воин в Киев, а там у князя Владимира шёл пир. Говорит ему богатырь: «Привёз я тебе в подарок Соловья-разбойника». Решил Владимир испытать его силу на княжном дворе. После того как весь народ там собрался, Илья приказал Соловью засвистеть и зарычать. Набрал разбойник побольше воздуху и засвистел во всю мощь. Тут полопались стёкла в горницах, послетали крыши у теремов, а все богатыри повалились на землю. Сам князь, побледнев, спрятался под кафтан Муромца. Рассердился богатырь, схватил меч и отрубил Соловью голову. На радостях Владимир, который знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, закатил ещё больший пир и взял война к себе на службу.

Илья и царь Калин

Поссорился Муромец с князем Владимиром. Князь так рассердился, что посадил Илью в темницу. И тут случилась беда. Татарский царь Калин пошёл на Русь войной. Некому было помочь Владимиру. Оставался лишь один богатырь, сидящий в подземелье. Пришёл к нему князь, упал на колени и стал молить о помощи. Встал Илья, стряхнул с могучих плеч пудовые цепи и отправился одевать доспехи. Потом вскочил на лошадь и поскакал к татарскому лагерю. Царь Калин не знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, поэтому стал обзывать и унижать богатыря. Обиделся наш воин, схватил татарина за ногу и стал им бить вражеское войско. После того как все полегли, богатырь отрубил царю голову и поехал домой в Киев.

Илья и Богатырь-захватчик

Поехал Илья Муромец проверить границы Руси. И увидел он на родной земле чужого богатыря, который стал над ним насмехаться и себя нахваливать. Илья очень рассердился. Выхватил он свой булатный меч и ринулся в бой. Дрались они в течение трёх дней, а потом наш воин схватил руками чужеземца и расшиб его о землю.

Главным подвигом Ильи Муромца , на самом деле, была победа над самим собой и отдание своей жизни на служение Богу. От мощей Ильи Муромца происходят исцеления тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям

По ним можно написать всю его биографию.

Его любит мать сыра земля, потому что он – «крестьянский сын». Это придает ему своеобразный демократизм, который удачно подчеркнут Алексеем Константиновичем Толстым в его балладе: «Илья Муромец». Этот демократизм делает его иногда нежелательным гостем в гриднице князя, а его заставляет, порвав сношения с князем, искать общества с «голью кабацкой».

По былинам, жизнь Ильи складывается следующим образом

Богатырский скок. Картина В. Васнецова, 1914

Происхождение и чудесное исцеление Ильи

Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, «сидел сиднем» в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда он был в избе один, в окно к нему постучались странники – «калики перехожие ». По одной былине это были старшие богатыри (Святогор , Вольга и Микула), по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела. Они явились для того, чтобы исцелить Илью.

Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, ибо не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес им испить чару зелена вина, величиной «в полтора ведра». Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару, которую он осушил «во единый дух».

Калики спросили: сколько он «чует в себе силушки». Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы. После второй чары Илья сказал, что у него стало «силушки – половинушка». – «Этого довольно с тебя», – сказали ему калики перехожие и дали наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела. Они предсказали Илье, что «смерть ему в бою не написана», после чего «потерялися», то есть исчезли.

В этой легенде об исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, заключён глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.

Отцовское благословение Илье на подвиги

Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:

Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:

На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые – моего благословенья нет.

В наставлении отца замечательны слова

Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина,

то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.

Подвиги Ильи под Черниговом

Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира ». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,

Ретивый конь под ним осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.

Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.

Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.

Куда саблей махнет – там улица лежит,
Куда отмахнет – переулочек.

«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?

Бой Ильи с Соловьем-разбойником

«Ретивный конь» понес Илью Муромца по «прямоезжей» дороге, и скоро богатырь очутился перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его «посвиста соловьиного» и «покрика звериного» люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Соловей-разбойник, «станишники» в другой былине («Илья Муромец и станишники») – символические образы внутренних врагов России, с которыми, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хотел убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пустил стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепил дуб на мелкие щепки.

Победив Соловья-разбойника, Илья не убил его, а привязал к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляли Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец был неподкупен. С Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья в третий скачок очутился в Киеве.

Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.

Илья у князя Владимира

Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья вошёл прямо в «гридницу», помолился на образа, «крест клал по писанному, поклон вел по ученому». Он поклонился сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – ответил, что он – матерой казак Илья Муромец, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную.

Князь Владимир спросил Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья ответил, что ехал он через Чернигов. Князь усомнился в правдивости Ильи, так как знает, что под Черниговом стоит «сила несметная». Илья скромно ответил, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет.

«А из Чернигова какой дорогой ехал?» – продолжал спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал «прямоезжей», князь опять засомневался в правдивости Ильи, потому что знал: дорога «прямоезжая заложена», сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно объяснил, что Соловей-разбойник и вправду «сидел» на этой дороге, но теперь он, «собака», находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу.

Как услышал князь таковы слова,
Он вскочил на ноги резвые,
Накинул шубку кунью на одно плечо,
Шапку соболиную надел на одно ушко.

и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирало князя: ему хотелось услыхать знаменитый «посвист соловьиный, покрик звериный», которыми разбойник губил добрых людей.

Илья Муромец подошёл к Соловью, передал ему желание князя, но велел, чтобы он, «собака, кричал в полкрика» и «свистал, собака, в полсвиста». Соловей закричал и засвистал в полсилы, но и от этого ужасного крика и свиста «маковки золотые на церквах зашаталися», князь Владимир упал на одно коленко, «куньей шубкою прикрылся». Илья же увез Соловья-разбойника во «чисто поле» и там убил его, потому что такого вредного человека нельзя было оставлять жить на земле.

Победа Ильи над Идолищем Поганым

С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – «атаман Илья Муромец». Часто видим мы его на «заставе богатырской», охраняющим границы родной земли от врагов. «Заставой богатырской» в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.

Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898

Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над «Идолищем Поганым» , который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми материальными чертами:

Головшца у Идолища – что лоханище,
А глазища – что пивные чашицы.

Идолище хвастает, что он «по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет». Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и спокойным мужеством, духовной силой.

Ссора Ильи с князем Владимиром

В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром . Князь велел посадить Илью в «погреба глубокие, заковать в оковы железные». Богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчинился воле князя. Но через некоторое время на Киев напали враги - грозный татарский Калин-царь , и князь Владимир вспомнил своего верного слугу. Он послал дружинников вывести Илью из «погребов глубоких».

Илья Муромец и Калин-царь. Былинная аудиосказка

Слуги спустились в погреба – и что же увидели? Сидел могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горела свеча «воску ярого», при свете ее он читал святую книгу – Евангелие. Вот, как проводил русский богатырь время в заточении!

Победы
русского
богатыря
Ильи Муромца

Первые герои
Руси

Первым подвигом Ильи был подвиг
милосердия, за что старцы наградили его
исцелением и богатырской силой.

Первая проба богатырских сил - это
бой с Соловьем разбойником. Он пленил
разбойника, связал его и отвез в город
Киев к князю Владимиру.

Илья Муромец и Идолище поганое. Илья
переоделся в крестьянскую одежду и
пошёл к поганому Идолищу милостыню
просить. Издевался Идолище, издевался, не
вытерпел тут Илья Муромец, схватил
Идолище и об пол его зашиб и слуг его
перебил.

Илья Муромец и Богатырь-захватчик.
Поехал, однажды, Илья Муромец по Руси
погулять и границы проверить и видит, что на
русской земле чужой богатырь веселится.
Увидал он Илью Муромца и стал над ним
смеяться, да себя хвалить. Не выдержал Илья и
схватился за меч свой. Три дня и три ночи они
бились без устали, и вот на третий день
победил Илья чужеземца.

Последний подвиг Ильи Муромца тоже
известен: проехав по последней из «трёх
дорог», Илья нашёл клад, несметные
сокровища. Но к чему богатырю золото да
серебро? Всё своё богатство он потратил
на строительство храма.

В самом начале октября, согласно легенде родился легендарный Илья Муромец. Но это только легенда, в исторических летописях его имя не упоминается, неизвестно точное место его рождения, нет данных и о дне смерти. Впрочем, богатырь существовал реально, а похоронен в глубоких пещерах Киево-Печерской лавры вместе с еще 68 святыми угодниками.

«Некоторые исследователи по-прежнему скептически относятся к реальности существования Ильи Муромца - уж очень сказочной кажется современным ученым его биография, - делится информацией научный сотрудник национального Института Украины Сергей Хведченя. - Однако материалы, которые собранны исследователями, позволили не только восстановить биографию великого святорусского богатыря, но также ответить на некоторые спорные вопросы о жизненном пути Ильи Муромца, ставивившими в тупик многих историков».

Сенсационные доказательства

В далеком 1988 году созданная Межведомственная комиссия провела научное исследование сохранившихся мощей Преподобного Ильи Муромца. Итоги работы оказались поразительными. Останки принадлежат сильному мужчине, умершему в возрасте 45-55 лет, довольно высокого роста - 177 сантиметров. Учитывая тот факт, что в XII веке средний рост населения составлял 165 сантиметров, Илья, конечно, был очень высоким человеком для своего времени. Более того на скелете Ильи ученые выявили следы многих битв - сломанные ребра, множественные переломы ключиц, следы от удара меча, копья, сабли. Это подтверждало древние мифы о том, что богатырь Илья Муромец был могучим воином и участвовал в жестоких сражениях.

Но более всего ученых поразило совсем другое: они в один голос утверждают, что, как и указано в народных преданиях, Илья действительно на протяжении долгого времени не мог ходить самостоятельно! По заключению исследователей основной причиной тому было крайне тяжелое заболевание - полиомиелит или туберкулез костей. Это и привело к параличу ног.

Родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами в городе Муроме. А погиб он, когда ему исполнилось примерно 50 лет, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

Страшное проклятие и чудесное выздоровление

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и, отказываясь признавать христианство, однажды топором разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род и все мальчики должны рождаться калеками.

Спустя 10 лет родился внук Илья, и, казалось, страшное проклятие исполнилось: мальчик не мог ходить. Многочисленные попытки вылечить его не увенчались успехом. Но сам Илья не сник, упорно тренировал руки, усиливал мышцы. Однако, обладая сильными руками, ходить при этом он не мог. Вероятно, неоднократно его посещали мысли о том, чтобы смириться с судьбой и навсегда остаться калекой.

Но в тот день, когда Илье исполнилось полных 33 года, произошло невозможное. В отцовский дом пришли вещие старцы - нищие странники (калики перехожие) и попросили Илью подать воды. Он пояснил, что не может встать. Но гости, словно не слышали его и настойчиво повторили свою просьбу, которая уже прозвучала как приказ. И больной Илья, внезапно почувствовав невиданную силу, впервые поднялся на ноги…

Чудесное исцеление? Но возможно ли предположить, что странные гости сумели чудом исцелить, казалось бы, неизлечимо больного? По этому поводу существуют разные предположения. Возможно, странники были магами или волхвами и знали секреты целительных древних заговоров. Доподлинно это неизвестно и объяснить факт самого исцеления наука пока не в состоянии…

И все же Илья встал на свои ноги после долгих 33 лет недвижимости. И ученые, которые проводили исследования мощей, подтверждают тот факт, что костная ткань данного человека чудесным образом полностью восстановилась. Более того, как указано в заключении, после тридцати лет Илья вел полноценную жизнь, что в полной мере соответствует былинам.

Подвиги русского богатыря

С момента чудесного исцеления богатырь Илья Муромец, как и присуще героям, совершает множество подвигов. Самый известный подвиг богатыря - бой с бандитом Соловьем-разбойником, который оккупировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал вольного прохода «ни конному, ни пешему». Очищение былинным богатырем прямого пути в Киев (примерно 1168 год) подтверждается историческими фактами. В тот момент, когда Илья приехал в Киев, на престоле восседал князь Мстислав, который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов от нещадно грабивших их половцев. Скорее всего князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил "дорогу прямоезжую", что, несомненно, имело большое экономическое значение. Очищение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

Но если Илья Муромец действительно историческая личность, почему же о нем как о русском герое нет ни одного упоминания в летописях?

Во-первых, с тех времен сохранилось крайне мало письменных источников. И это неудивительно, если принять во внимание, какую бурную историю прожила Русь. Орды различных завоевателей неоднократно сжигали и полностью уничтожали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Печерской Лавры.

Во-вторых, в германских древних поэмах, записанных в ХIII столетии, но основанных на более ранних сказаниях, есть упоминание о великом богатыре Илье Русском. Легенда говорит, что в одном очень жестоком сражении богатырь Илья чуть не пал, но чудом сохранил жизнь и дал обет поселиться в монастыре, посвятить себя служению Богу и впредь никогда не поднимать меч. Илья подошел к стенам Лавры, скинул с себя все доспехи, но, однако не смог бросить на землю меч. Он стал монахом киевской Печерской Лавры и большую часть своих дней проводил в келье в постоянных молитвах.

Но однажды противник подступил к стенам монастыря. Смертельный удар сразил настоятеля Лавры прямо на глазах у Ильи. И тогда богатырь, несмотря на данный обет, снова поднял меч. Но внезапно почувствовал, что ноги отказываются ему служить. В этот момент враг нанес смертельный удар в его грудь, но силы покинули Илью и защититься он уже не мог…

Жизнь былинного героя после смерти

Богатырю Илье Муромцу удалось пережить собственную смерть, оставив заметный отпечаток в памяти людей и оказать огромное влияние на все последующие поколения.

Но от русского героя осталась не только нетленная память. Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине. Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, это указывает на особый дар Бога, присущий только святым. Говорят, мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Герой былин и после смерти продолжает служить людям…