Что грозит налогоплательщику в случае неявки в налоговый орган? Что делать, если вас приглашают для дачи пояснений или на допрос в ФНС? Неявка в налоговую в качестве свидетеля

Д опрос свидетелей - одна из самых распространенных процедур, проводимых налоговой инспекцией в рамках проверки. Причем свидетелем может стать не только рядовой сотрудник, но и руководство фирмы, включая директора и главбуха. Можно ли отказаться от дачи показаний? Вправе ли директор присутствовать на допросах других сотрудников компании? Можно ли прийти на допрос с юристом? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Участию свидетеля в налоговых мероприятиях посвящена ст. 90 НК РФ. Она состоит всего из пяти пунктов. Не удивительно, что у допрашиваемых свидетелей, да и у самих проверяющих, возникает немало вопросов при проведении и оформлении результатов этого мероприятия.

Кто может быть свидетелем?

Ответ на этот вопрос дает п. 1 ст. 90 НК РФ. Там сказано, что для дачи показаний в качестве свидетеля в налоговую инспекцию может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. И сразу возникает вопрос: может ли быть свидетелем руководитель компании?

Специалисты ФНС России считают, что называть его свидетелем не совсем корректно. Причина в том, что он - лицо заинтересованное. Впрочем, это не мешает проверяющим допрашивать руководство компании в качестве свидетелей. Просто составленный по результатам этого мероприятия протокол допроса они квалифицируют «как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика» (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Тем более что НК РФ не устанавливает, какой именно документ налоговики должны составить по итогам получения пояснений и должны ли вообще оформляться какие-то документы (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Если говорить о судах, то они допускают возможность вызова руководителя компании как для дачи пояснений, так и на допрос в качестве свидетеля. Просто в первом случае он получит уведомление о вызове для дачи пояснений, а во втором - повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля.

Судебная практика

Свернуть Показать

У налоговой инспекции в ходе проверки возникли вопросы к компании. Чтобы получить ответы, они вызвали для дачи пояснений руководителя фирмы. Однако в ходе получения пояснений руководитель просто встал и без объяснения причин ушел из инспекции (позже он сказал, что у него возникли срочные дела).

Тогда проверяющие вызвали его уже на допрос в качестве свидетеля, по результатам которого был составлен протокол.

Суд никаких нарушений в действиях инспекции не нашел. Арбитры указали, что налоговая инспекция вправе вызвать налогоплательщика для получения от него пояснений, а также пригласить руководителя для дачи показаний в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Что будет, если не явиться?

Сотруднику компании, который проигнорирует вызов в инспекцию без уважительных причин (например, болезни), будут грозить штрафы:

  • за неявку для дачи пояснений - 2000-4000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ);
  • за неявку на допрос в качестве свидетеля - 1000 руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ).

Количество штрафов будет равняться числу неявок по вызову. Более того, на второй (третий, четвертый и т.д.) раз налоговики могут удвоить штраф (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Судебная практика

Свернуть Показать

Свидетель получил повестку о вызове на допрос, однако в назначенное время в инспекцию не явился. За это налоговики оштрафовали его на 1000 руб. по ст. 128 НК РФ. Свидетель не стал спорить и заплатил штраф.

Спустя некоторые время свидетель был вызван в инспекцию еще раз в рамках того же дела. Однако в инспекцию он опять не пришел. Тогда его оштрафовали уже на 2000 руб., посчитав неявку по первой повестке отягчающим обстоятельством. Посчитав, что штрафы назначены за одно и то же нарушение, свидетель обратился в суд.

Первая инстанция удовлетворила его требования. Суд указал, что «неявка лица, вызываемого в качестве свидетеля по одному и тому же делу о налоговом правонарушении, образует одно событие налогового правонарушения, вне зависимости от количества направленных свидетелю повесток».

А вот апелляция и кассация встали на сторону налоговиков. Они исходили из того, что свидетель в данном случае совершил два правонарушения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А74-1519/2011).

Важно отметить, что принудительно доставить на допрос или для дачи пояснений налоговики не могут. Налоговый кодекс РФ не предоставляет им такой возможности. Впрочем, если проверяющим уж очень понадобятся показания или пояснения, они могут обратиться в правоохранительные органы, чтобы те разыскали и доставили «уклониста».

Можно ли дать показания не в инспекции?

Как видно, штрафы за неявку на допрос или для дачи пояснений относительно небольшие. Поэтому многие свидетели решают, что тратить свое время на поездки в инспекцию нет смысла. Проще заплатить штраф.

Зная это, проверяющие иногда идут на уступки и встречаются со свидетелями за пределами инспекции (чаще всего по месту их жительства). Такую возможность налоговикам дает п. 4 ст. 90 НК РФ (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2015 № Ф09-4350/15 по делу № А60-41278/2014). Более того, ВС РФ не видит ничего противозаконного в том, чтобы показания свидетеля были получены даже не в каком-либо помещении, а прямо на улице (определение от 03.02.2015 по делу № 309-КГ14-2191, А07-4879/2013). А вот получение показаний по телефону противоречит ст. 90 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 28.04.2010 № КА-А40/4027-10 по делу № А40-59811/09-20-400).

Получать показания по месту жительства свидетеля ФНС России рекомендует с участием не менее двух должностных лиц налогового органа. Предварительно должно быть получено согласие свидетеля и проживающих с ним лиц на допуск налоговиков в жилое помещение. О таком согласии делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также налоговых инспекторов (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Что будет, если отказаться давать показания или солгать?

Перед получением показаний налоговый инспектор предупреждает свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ). Этот факт свидетель подтверждает своей подписью в специально отведенном для этого месте протокола (подп. 5 п. 5.4 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Если свидетель, несмотря на предупреждение, все же откажется от дачи показаний или будет говорить заведомую ложь, его оштрафуют на 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ). При этом ни административная, ни тем более уголовная ответственность свидетелю не грозит (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Поэтому инспектор, который упоминает, например, ст. 307 «Заведомо ложные показания…» УК РФ, ст. 308 «Отказ свидетеля… от дачи показаний» УК РФ или ст. 17.9. «Заведомо ложные показания свидетеля…» КоАП РФ, явно лукавит, пытаясь припугнуть допрашиваемого.

Иногда отметки о том, что свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, даже вносят в протокол допроса. И такой протокол суд, скорее всего, признает допустимым (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2014 по делу № А19-17266/2013).

Может ли руководитель не давать показания против компании?

Статья 51 Конституции РФ дает право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Но никакого упоминания про свидетельствование против возглавляемой компании в Конституции РФ нет. Получается, что отказаться давать показания против своей компании руководитель не может.

Судебная практика

Свернуть Показать

Директор компании был вызван в налоговую инспекцию на допрос в качестве свидетеля. В установленное время он явился в налоговый орган. Перед началом допроса его предупредили об ответственности за отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний, о чем сделали отметку в протоколе. Тем не менее отвечать на вопросы инспекторов директор отказался, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. Свое молчание он объяснил тем, что ему задавались вопросы, касающиеся не только деятельности фирмы, но и лично его.

За отказ от дачи показаний директор был оштрафован на 3000 руб. по ч. 2 ст. 128 НК РФ. Не согласившись со штрафом, он обратился в суд. Однако отменить штраф ему не удалось.

Суд разъяснил, что задаваемые вопросы касались финансово-хозяйственной деятельности компании и не выходили за рамки правомочий налогового органа. А вот отказ от ответов на них суд посчитал неправомерным, поскольку он не предусмотрен ст. 51 Конституции РФ (кассационное определение Тюменского областного суда от 15.02.2012 № 33-760/2012).

Кто не может быть свидетелем?

Во-первых, это лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. В качестве примера можно привести ситуацию, когда руководителем, учредителем и главбухом компании был инвалид с детства по психическому заболеванию, состоявший с 11 лет на учете в психоневрологическом диспансере. Вполне логично, что суд признал правомерными действия налоговиков, которые отказали в допросе такого свидетеля (постановление ФАС Московского округа от 12.02.2010 № КА-А40/578-10 по делу № А40-45816/09-115-242).

Во-вторых, это лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, адвокат или аудитор). Иногда налогоплательщики настаивают, что по этому основанию не может быть допрошен руководитель компании-контрагента. Якобы он получает информацию в связи с исполнением свих профессиональных обязанностей. Однако суды подобные доводы отклоняют (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2015 № Ф04-24804/2015 по делу № А45-2615/2014).

Что должно быть указано в протоколе?

Форма протокола допроса свидетеля утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В нем содержится достаточно много полей. И если некоторые из них не будут заполнены, то суд не примет протокол в качестве доказательства. Такое может произойти, если будут отсутствовать:

  1. подпись свидетеля в специально отведенных для этого местах (постановления ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу № А40-113120/11-116-305, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009, ФАС Поволжского округа от 15.09.2009 по делу № А55-20385/2008). В частности, свидетель должен подтвердить своей подписью, что:
    • ему разъяснены права и обязанности, установленные ст. 51 Конституции РФ и ст. 90 НК РФ, и что он предупрежден об ответственности за отказ (уклонение) от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;
    • он подтверждает сведения о себе, внесенные в протокол;
    • с его слов показания записаны верно;
    • он предупрежден о применении технических средств (если они применялись);
    • он ознакомлен с протоколом. Для этого достаточно поставить подпись в конце протокола. Расписываться на каждом листе (как это делается в уголовном процессе - ч. 8 ст. 190 УПК РФ) нет никакой необходимости (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу № А19-13753/2013, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу № А68-3485/12);
  2. подпись должностного лица налогового органа (постановления ФАС Московского округа от 11.02.2010 № КА-А40/438-10 по делу № А40-42670/09-87-124, Дальневосточного округа от 15.06.2009 № Ф03-2571/2009 по делу № А37-1235/2008);
  3. данные документа, удостоверяющего личность свидетеля (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.07.2010 по делу № А19-15652/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009). Впрочем, некоторые суды не считают это серьезным нарушением и принимают протоколы с подобными дефектами в качестве доказательств. Арбитры считают, что отсутствие этих данных еще не говорит о недостоверности сведений, которые сообщил свидетель (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2009 по делу № А78-3516/08-С3-11/111-Ф02-1481/09 по делу № А78-3516/08-С3-11/111);
  4. дата, время или место допроса (постановления ФАС Поволжского округа от 20.10.2009 по делу № А65-3412/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 № 18АП-12494/2009).

Могут ли вызвать на допрос во время «камералки»?

Минфин России считает, что допрашивать свидетелей можно хоть при выездной, хоть при камеральной проверке (письма от 19.06.2015 № 03-02-07/1/35776 и от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). Главный аргумент чиновников - отсутствие в НК РФ каких-либо ограничений на этот счет. И некоторые суды с ним согласны (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.07.2009 № КА-А40/5922-09 по делу № А40-71315/08-129-338).

Однако в судебной практике встречается и противоположный подход. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 28.12.2011 по делу № А08-2014/2011 указано, что у налоговиков нет оснований для допроса свидетелей вне рамок камеральной проверки.

Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что налоговики вызовут свидетеля на допрос в ходе «камералки», если у них возникнет в этом необходимость. И даже если суд впоследствии признает протокол допроса недопустимым доказательством, проверяющие все равно смогут почерпнуть из общения со свидетелем немало информации, которая может пригодиться им в дальнейшем.

Могут ли допросить вне рамок проверки?

В НК РФ не сказано, когда можно проводить допрос свидетеля: во время проверки, до ее начала или после окончания. Но если рассуждать логически, то допрос - это мероприятие налогового контроля. А оно должно проводиться в рамках проверки или, в крайнем случае, - в качестве дополнительных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Похожую точку зрения высказывают и суды. Так, Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 03.06.2016 № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015 разъяснил, что допрос свидетеля после окончания выездной налоговой проверки является нарушением порядка сбора доказательств. В итоге протокол допроса был признан недопустимым доказательством. Аналогичные выводы можно встретить в других судебных актах (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.04.2014 № Ф05-3649/2014 по делу № А40-71830/13-140-227, ФАС Поволжского округа от 25.09.2012 по делу № А65-31425/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу № А46-3658/2011).

Впрочем, некоторые суды считают, что протокол допроса, проведенного вне рамок налоговой проверки, все же может быть доказательством в суде. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.01.2016 № Ф04-28564/2015 по делу № А45-19355/2014 сослался на п. 27 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Там сказано, что при рассмотрении материалов проверки инспекция вправе исследовать также документы, полученные до ее начала. Эта же точка зрения высказана в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2015 № Ф05-7488/2015 по делу № А40-95366/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 по делу № А27-7343/2013 и от 28.11.2013 по делу № А27-21787/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2012 по делу № А53-26432/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А19-6518/2011 и др.

В любом случае суды будут исследовать все доказательства в совокупности. И если помимо протоколов допроса (пусть даже составленных вне рамок проверки) будут и другие доказательства нарушения, то рассчитывать на положительное решение суда вряд ли стоит.

Могут ли допросить во время приостановления выездной проверки?

Ответ на этот вопрос тоже не однозначен. С одной стороны, поверка приостанавливается только для истребования документов (информации), проведения экспертиз или перевода документов на русский язык (п. 9 ст. 89 НК РФ). Выходит, что приостановление проверки для допроса свидетелей налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, протоколы допросов, проведенных во время приостановления проверки, должны считаться недопустимыми доказательствами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 по делу № А46-7453/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу № А78-8715/2009).

С другой стороны, на время приостановления проверки прекращаются лишь действия на территории налогоплательщика (п. 9 ст. 89 НК РФ). А проводить мероприятия в других местах не запрещено (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому чиновники и некоторые суды допускают возможность допрашивать свидетелей, но только вне территории проверяемого налогоплательщика (письма Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11 и от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@; постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2016 № Ф07-7183/2016 по делу № А05-12601/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 № Ф04-2068/2016 по делу № А45-5796/2015, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2013 по делу № А05-9817/2012).

Кого можно позвать с собой на допрос?

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Разумеется, этим правом может воспользоваться и свидетель. Поэтому на допрос в налоговую инспекцию он может прийти, например, с адвокатом или с юристом компании.

Более того, специалисты ФНС России указывают, что в НК РФ нет перечня лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@). То есть в качестве сопровождающего на допрос можно взять с собой кого угодно (например, рядовой сотрудник может взять с собой на допрос руководителя компании). И даже доверенность ему не понадобится. Объясняется это тем, что лицо, присутствующее при допросе, не является представителем свидетеля. Но данные о нем в любом случае заносятся в протокол.

В то же время отвечать на вопросы должен именно свидетель, а не сопровождающий, даже если он является адвокатом (письмо ФНС России от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@).

Что обычно спрашивают?

Как правило, налоговики вызывают на допрос руководство, когда они подозревают компанию в неуплате налогов. Поэтому чаще всего задают вопросы, касающиеся работы самой фирмы и ее взаимодействия с контрагентами:

  • какова сфера деятельности компании, какие товары (работы, услуги) она производит (выполняет, оказывает)?
  • что входит в обязанности допрашиваемого лица?
  • кто непосредственно подписывает договоры и «первичку»?
  • как компания находит контрагентов, и кто участвует в переговорах с ними?
  • какие документы запрашиваются у контрагентов перед заключением договоров?
  • что еще делается для проверки контрагентов?
  • какие лица контактируют с обеих сторон при исполнении договоров?
  • кто, где и как принимает товар (результаты работ или услуг)?

Разумеется, это лишь общий список, и в зависимости от ситуации почти наверняка придется отвечать на частные вопросы, интересующие инспекторов в конкретном деле.

К сведению

Свернуть Показать

Лицам, занимающим руководящие посты, задают похожие вопросы. Делается это, чтобы выявить нестыковки и противоречия в показаниях. Поэтому ответы желательно продумать и по возможности согласовать с другими свидетелями.

Итоги допроса

Время допроса законодательно не ограничено. Поэтому он может идти как 15-20 минут, так и несколько часов. Но сколько бы ни длился допрос, спешить с ответами, а тем более с подписанием протокола, не стоит. Нужно внимательно почитать все, что инспектор вписал в этот документ. Обычно протокол печатается на компьютере, поэтому при наличии замечаний можно попросить инспектора поправить текст и распечатать протокол заново. Как правило, инспекторы соглашаются это сделать.

Если же инспектор наотрез отказывается менять текст или протокол составлен от руки, то свидетель может зафиксировать свои замечания в специальном поле «Замечания к протоколу». Однако места там мало, поэтому если замечания будут объемными, их можно изложить на отдельном листе обычной бумаги. А в поле «Замечания к протоколу» написать, что они указаны на отдельном листе.

Если в протоколе останутся незаполненные (или заполненные не до конца) поля, лучше поставить на них прочерки. Также есть смысл потребовать у инспектора выдать копию протокола и листа с замечаниями. Эти меры позволят избежать приписок, исправлений и подмены листов.

Приглашение в налоговую инспекцию, как правило, вызывает не самые лучшие чувства у предпринимателей. Однако у налоговиков есть такое право, поэтому вызываются и вызываются налогоплательщики по самым разным причинам. О том, как должен быть оформлен такой вызов, можно ли наказать налогоплательщика за неявку в налоговый орган и какие последствия грозят при этом фирме, и пойдет речь в этой статье.

Право вызвать налогоплательщиков предоставлено налоговым органам подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Так какова же процедура его реализации?

Форма для вызова

Приглашение налогоплательщика для общения с налоговыми инспекторами не может иметь произвольную форму. Вызов производится на основании письменного уведомления по строго определенным правилам.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. В данном документе налоговый орган должен подробно указать, с какой целью вызывается налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент).

Данное Уведомление вручается непосредственно налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или направляется ему по почте.

Проверка закончена. Приходите!

Одной из причин вызова в налоговую может быть окончание проводимой в отношении налогоплательщика налоговой проверки.

Налоговым кодексом определено, что лицо, в отношении которого проводилась такая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения ее материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Порядок вручения ненормативных правовых актов определен в письме от 1 августа 2008 г. № ШТ-8-2/320@. В частности, в нем указано, что налогоплательщики имеют право получать, наряду с другими документами, и налоговые уведомления (подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Направляться такие документы должны:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации;
  • по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенных к категории крупнейших.

Копии ненормативных актов налоговых органов могут быть вручены законным представителям налогоплательщика либо его уполномоченным представителям.

В письме № ШТ-8-2/320@ особо отмечено, что направлять ненормативные правовые акты и иные документы по месту жительства уполномоченного представителя налогоплательщика не допускается.

это важно

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов

Чрезвычайный и уполномоченный

Здесь стоит вспомнить, что помимо обязанностей у налогоплательщика еще есть и право участвовать в отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Для юридического лица им может быть, например, руководитель, действующий на основании Устава или доверенности.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, наделенное правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, а также иными участниками в рамках законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Однако не любое физическое лицо может выполнять такие функции. Не могут представлять интересы налогоплательщиков в отношениях с налоговыми органами должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Для того чтобы полноправно выступать от имени налогоплательщика, представитель обязан иметь доверенность, оформленную должным образом (п. 3 ст. 29 НК РФ). В ней и указываются полномочия, которыми он наделяется.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем или иным имеющим на это право лицом и заверена печатью организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Ее можно составить в произвольной форме, но, как правило, рекомендуемая форма доверенности размещается на информационных стендах в налоговых органах.

Если гора не идет к Магомету...

Анализ положений Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что прямой обязанности налогоплательщика явиться по вызову в налоговый орган для дачи пояснений не установлено. Не предусмотрено и привлечение налогоплательщика, а также его должностного лица к налоговой ответственности за неявку в налоговый орган по вызову.

Тем не менее налогоплательщик, игнорирующий вызов в налоговый орган, несет определенный риск.

Налоговыми органами разработан целый трактат, названный Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и утвержденный приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. В нем приведены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговики заботятся о процветании своего детища, поэтому недавно приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ критериев стало на один больше (их теперь двенадцать).

Среди них есть и такой, как непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (п. 9 приказа ФНС России от 30 мая 2007 г.).

Поэтому если получивший уведомление налогоплательщик не придет для дачи пояснений, а тем более если проигнорирует приглашение от налоговиков неоднократно, то, скорее всего, в ближайшем будущем к нему придут незваные гости с выездной налоговой проверкой.

Обязанности нет, а наказание есть

Тем не менее в случае неявки законного или уполномоченного представителя в налоговый орган налогоплательщик привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.4 КоАП РФ.

В ней-то и определено, что при неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф:

  • на граждан - в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц - в размере от 1000 до 2000 рублей.

После того как будет выявлен факт совершенного административного правонарушения, налоговый орган непременно составит протокол (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о юридическом лице, протокол может быть составлен в течение двух суток со дня выявления правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если же будет необходимость провести административное расследование, то протокол составляется по его окончании. Срок проведения такого расследования не может быть больше одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 28.5, п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу. Рассмотрение возможно и в его отсутствие, но только в случаях, если имеются данные о том, что названное лицо надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, а от него не поступило ходатайство отложить рассмотрение дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

внимание

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу.

Рядовые будни

В последнее время участились случаи вызовов налогоплательщиков в налоговые органы на заседания комиссий по легализации «теневой» заработной платы. Насколько правомерны подобные вызовы?

Слушание по такому вопросу проводилось ФАС Дальневосточного округа (постановление от 1 ноября 2007 г. по делу № Ф03-А51/07-2/4597). Судом установлено, что налоговый орган в почтовом отправлении сообщил организации о необходимости явки на заседание совместной комиссии по легализации «теневой» заработной платы. Планировалось рассмотреть вопросы состояния расчетов с персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами.

В процессе слушания налоговый орган указал на факт неявки руководителя организации на заседание комиссии. В связи с чем ему повторно было направлено приглашение для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на основании статьи 19.4 КоАП РФ.

Судом не были установлены факты нарушения налоговым органом налогового законодательства, а также прав и законных интересов организации.

Суд сделал вывод о том, что приглашение руководителя организации для дачи пояснений не может нарушать ее права и законные интересы, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий.

В результате избежать штрафов должностным лицам не удалось.

Так что не стоит пренебрегать налоговиками и уж тем более игнорировать их приглашения, ведь может сложиться так, что даже суд окажется не на вашей стороне.

В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Добрый день, Андрей!

В соответствии со ст. 128 НК РФ за неявку на допрос в качестве свидетеля по вызову налогового инспектора, Вам грозит штраф по статье 128 НК РФ.

Статья 128 НК РФ
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Обнаружив признаки нарушения инспектор составляет акт в порядке ст. 101.4 НК РФ. Вы вправе представить возражения по данному акту в ИФНС, чей инспектор составил акт. В возражениях укажите причины по которым вы не согласны с вменяемым вам нарушением (не получали повестку, повестка не была направлена вам вообще и т.д.). Одновременно письменно запросите у ИФНС копию повестки и документы, подтверждающие ее направление в ваш адрес.

Статья 101.4 НК РФ

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По итогам рассмотрения акта и возражений начальник инспекции принимает решение:

Или привлечь вас к ответственности;

Или отказать в привлечении к ответственности.

В случае несогласия с решением Вы можете его обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если акт вы не получали, а сразу получили требование об уплате штрафа, то можно говорить о существенных процессуальных нарушениях со стороны ИФНС, влекущих безусловную отмену решения, на основании которого вам направлено требование.

Статья 101.4 НК РФ

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

В этом случае потребуйте у ИФНС копию решения и обжалуйте его, а также требование, в вышестоящий налоговый орган.

Если нужна помощь в составлении возражений, жалобы, обращайтесь. Более подробная консультация возможна после ознакомления с документами по Вашему делу.

: налоговая оштрафовала акционера компании, который не посчитал нужным отвечать на один из вопросов. На «Клерке», естественно, поднялась волна возмущения. Поэтому мы попросили адвоката рассказать все, что важно знать бухгалтерам, директорам и владельцам бизнеса про налоговые допросы.

Допрос или пояснение?

В НК есть две нормы, позволяющие требовать показаний от любого человека, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

Налоговый орган вправе (подпункт 4 п. 1 ст., 31 НК) вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов. Вызов делается в виде письменного уведомления и может быть связан с налоговой проверкой или проведением анализа исполнения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Налоговики называют такой анализ «предпроверкой».

Любой человек, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля может быть вызван в качестве свидетеля для дачи показаний (п.5 ст. 90 НК).

Это два различных процессуальных действия, несколько отличающиеся по правовым последствиям для вызванного налогоплательщика. Общие черты и отличия сведены в таблицу.

Процессуальное действие Вызов для пояснений Вызов свидетеля
Кого можно вызвать Любого налогоплательщика Любого налогоплательщика
Кто может вызвать Уполномоченное должностное лицо налогового органа вне связи с проверкой. Уполномоченное должностное лицо налогового органа, но только в рамках налоговой проверки, даже если она приостановлена. Не могут допрашивать сотрудники полиции, не участвующие в налоговой проверке
Можно ли послать бухгалтера или юриста по доверенности Да, можно. Нет, только лично свидетель
Можно ли прийти с юристом или адвокатом? НК не содержит запрета. Право получения юридической помощи гарантировано ст. 48 Конституции РФ. НК не содержит запрета. На практике налоговики часто пытаются отказать в участии представителя, но это не законно.
Что будет, если не прийти? Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 2000 до 4000 руб. (ст. 19.4 КоАП). Налоговый орган не может подвергнуть свидетеля к принудительному приводу для дачи показаний, а ответственность за неявку ограничена штрафом в 1000 руб. (ст. 128 НК)
Что будет, если прийти, но отказаться от дачи показаний Штраф законом не предусмотрен. Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3) В соответствии с ст. 128 НК за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний на виновное лицо налагается штраф в размере 3000 рублей. О правомерности отказа см. текст ниже.
Оформление протокола Не предусмотрено Обязательно, с уведомлением об ответственности за дачу ложных показаний и праве не свидетельствовать против себя и своих близких.

Для дачи пояснений и на допрос может быть вызван как рядовой сотрудник компании, так и ее директор или главный бухгалтер.

Зачастую на допрос вызывают рядовых сотрудников, в надежде получить от них информацию о правонарушениях или о налоговых схемах, рассчитывая на их незаинтересованность и слабое понимание технологии бизнеса. Например, работники склада могут дать показания о том, откуда и как поступает товар на склад и тем самым раскрыть схему уклонения от уплаты налогов.

Свидетель в налоговом и уголовном деле. В чем разница?

В ст. 90 НК процессуальное действие по даче свидетелем показаний названо «допросом». Нужно понимать, что допрос свидетеля сотрудниками органов внутренних дел и допрос сотрудниками налогового органа имеют совершенно разные последствия и регламентируются разными законами.

Применение термина «допрос» в НК, на мой взгляд, не совсем правомерно и вносит путаницу в отношения налогоплательщиков и налоговых органов.

За дачу ложных показаний при допросе свидетеля сотрудником полиции при расследовании уголовного дела свидетель привлекается к уголовной ответственности, он также может быть подвергнут принудительному приводу для дачи показаний. Свидетель по уголовному делу имеет право отказаться от дачи показаний без присутствия адвоката, а может вообще отказаться от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции и не будет за это оштрафован.

На налоговый допрос нельзя доставить принудительно , а ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний ограничена наложением штрафа в 3000 руб.

Не всякие свидетельские показания физических лиц в налоговом процессе будут приняты судом в качестве доказательства, поскольку достоверность свидетельских показаний, полученных в рамках ст. 90 НК, не обеспечивается угрозой какой-либо серьезной ответственности.

Кто не может быть допрошен

Не могут допрашиваться налоговым органом в качестве свидетеля:
  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Такие основания приведены в Конституции РФ (ст. 51, часть 1) и в законодательных актах: ГК (ст.69, п.4), УПК (ст. 56), КоАП (ст. 25.6): никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся:
  • супруг;
  • супруга;
  • родители;
  • дети;
  • усыновители и усыновленные;
  • родные братья и родные сестры;
  • дедушка, бабушка, внуки.

Отказ от дачи показаний на допросе в ИФНС

Если директора, главбуха или рядового сотрудника компании вызвали на допрос в налоговую в качестве свидетеля, они думают, что могут хранить молчание, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ.

Однако налоговые органы считают иначе.

Позиция ФНС

Заключается в том, что свидетель, отказываясь от дачи показаний, злоупотребляет правом, предусмотренным Конституцией. Он должен отвечать на вопросы, относящиеся к деятельности организации, в которой работает. Расширительное толкование ст. 51 является ошибочным, противоречит нормам действующего законодательства, принципам гражданского долга, ответственности перед обществом, гражданином которого являешься.

В то же время директор или главный бухгалтер допрашиваются в качестве должностных лиц и должны дать показания о деятельности компании, а не в отношении себя лично.

Свидетель вправе воспользоваться указанной нормой только при ответах на вопросы, прямо затрагивающие его права и интересы как физического лица. На этом основании налоговые органы налагают на свидетеля штраф в размере 3000 в соответствии с п. 2 ст. 128 НК.

Позиция налогоплательщиков

Налогоплательщики, оспаривающие такое решение в суде, приводят свои аргументы. Если свидетель - руководитель или бухгалтер предприятия, то он считает, что вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производится в отношении его самого.

Значит полученные показания могут быть использованы против него, а, следовательно, в силу п. 1 ст. 51 Конституции исключается применение ответственности по ст. 128 НК.

Суд

Суды различных регионов РФ и в разные годы принимают решения как в пользу ФНС, так и в пользу налогоплательщика. В последнее время общая тенденция ужесточения администрирования бизнеса коснулась и этой темы: суды все чаще отказывают свидетелям «молчунам» в иске.

Что делать если вызвали на допрос, а отвечать не хочется?

Вариант 1

При получении повестки с вызовом на допрос, можно отправить в ИФНС письмо следующего содержания:

«Ответственность свидетеля за неявку свидетеля на допрос установлена ст. 128 НК РФ, где указанно следующее: неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Вы не сообщили мне, о каком налоговом правонарушении идет речь, не указали номер и дату документа, в котором установлен факт правонарушения. По этой причине у вас нет права меня оштрафовать за неявку на допрос».

Неявка на допрос в ИФНС, а в дальнейшем в суд, может иметь различные последствия в зависимости от роли свидетеля в процессе и конкретной ситуации. В каждом конкретном случае лучше обратиться к адвокату для консультации.

Вариант 2

Явится в инспекцию на допрос и отказаться от дачи показаний с перспективой наложения штрафа в размере 3000 руб. От этого действия мало толку. За неявку штраф меньше (1000 руб.), и оправдаться можно: болел, командировка и т.д.

Вариант 3

Явиться на допрос, но на те вопросы, на которые нет хорошего ответа, отвечать уклончиво: не помню, давно было, не знаю, не в моей компетенции.

Явка есть, отказа от дачи показаний нет, но и самих показаний тоже нет. Но для этого нужны крепкие нервы, трезвая голова и адвокат на соседнем стуле.

В.А. Полянская, экономист

Допрос свидетеля в рамках налоговой проверки: как проводится и оформляется

Допросы свидетелей уже давно стали обычными мероприятиями налогового контроля для большинства инспекций. Ограничений относительно того, в каких случаях налоговики могут проводить допрос, нетподп. 12 п. 1 ст. 31 , ст. 90 НК РФ . То есть они могут допросить вас как свидетеля и в ходе выездной проверки, и в ходе камерально йПисьмо Минфина от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411 , и в ходе встречной проверки вашего контрагента.

Таким образом, вполне может случиться так, что в один прекрасный день вас вызовут на допрос. Пугаться не стоит. Просто вам следует четко знать, как должен проходить допрос, как он оформляется и как лучше себя вести во время этой не очень приятной процедуры.

Кого налоговики могут вызвать в качестве свидетеля

Свидетелем может стать любой человек, который, по мнению налоговиков, знает что-то, имеющее значение для проверк ип. 1 ст. 90 , подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ . При этом налоговики сами определяют, кто может обладать необходимыми сведениями, и не обязаны обосновывать свой выбор. На допрос могут быть вызваны руководитель вашей организации, бухгалтер, сотрудники и даже руководитель, бухгалтер и сотрудники вашего контрагента, если в рамках проверки вашей организации у налоговиков возникли какие-то сомнения.

Есть три категории лиц, которые не могут быть допрошен ып. 2 ст. 90 НК РФ :

  • лица, не достигшие 14 лет (малолетние)п. 1 ст. 11 НК РФ ; п. 1 ст. 28 ГК РФ ;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвока тст. 8 Закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ , аудито рст. 9 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ , нотариу сч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 № 4462-1 ).

Как правило, ни у бухгалтера, ни у руководителя нет времени (и желания) посещать допрос. Поэтому первый вопрос, который возникает, если вызвали на допрос, - можно ли не явиться и чем это грозит?

Когда можно не явиться на допрос

За неявку или уклонение от явки для дачи свидетельских показаний вам грозит штраф в размере 1000 руб.ст. 128 НК РФ При условии что налоговики подтвердят документально, что вызывали вас на допрос, и при этом у вас не было уважительных причин не явиться.

Конечно, размер штрафа не сильно устрашает, и многие предпочитают не являться на допрос без объяснения причин. Но следует учесть, что налоговики могут направить запрос в правоохранительные органы об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. Поэтому лучше не доводить до того, когда вас начнет разыскивать полиция, и явиться добровольно.

Если вы не можете прийти на допрос, обязательно сообщите об этом в инспекцию. Если вам затруднительно добраться до ИФНС из-за болезни, старости или инвалидности, налоговики могут сами к вам прийт ип. 4 ст. 90 НК РФ .

Кроме того, по усмотрению налоговиков уважительными причинами неявки на допрос могут быть признаны и другие причины. Например, если вас вызвали в инспекцию, расположенную в другом регионе. В этом случае проверяющие могут пойти навстречу и разрешить вам дать показания в налоговом органе по месту пребывания (жительства). Однако они не обязаны этого делат ьПисьмо Минфина от 13.05.2011 № 03-02-08/55 . Поэтому может случиться так, что вам придется ехать на допрос в другой город.

Но унывать не стоит. Вы имеете право на выплату суточных и на возмещение расходов, связанных с проездом до места допроса и проживанием (если нет возможности вернуться в тот же день)п. 1 ст. 131 НК РФ . Эти расходы финансируются из федерального бюджета и оплачиваются после проведения допрос ап. 4 ст. 131 НК РФ ; Постановление Правительства от 16.03.99 № 298 . Кроме того, за время отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы за вами сохраняетс яст. 170 ТК РФ .

В общем, если налоговики решили вас допросить, то они найдут способы это сделать. В ваших же интересах - явиться на допрос или хотя бы своевременно сообщить о причинах неявки.

Когда можно отказаться от дачи показаний

На допросе от дачи свидетельских показаний можно отказаться на вполне законных основания хп. 3 ст. 90 НК РФ . Например, вы не обязаны свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки)п. 1 ст. 51 Конституции РФ ; ст. 14 Семейного кодекса РФ .

Очень часто на право не свидетельствовать против самого себя ссылается руководитель организации, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля. Однако в такой ситуации налоговики проводят допрос в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не его самого. Поэтому это не основание для отказа. Другое дело, если свидетель - предприниматель и его вызвали в качестве свидетеля по проверке в отношении него ж еПостановление ФАС ЗСО от 05.05.2010 № А70-8124/2009 . Он может отказаться от дачи показаний.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если на допрос вызвали руководителя проверяемой организации, то он не сможет отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на то, что он не хочет свидетельствовать против самого себя.

Отказаться от дачи свидетельских показаний, основываясь на том, что вам ничего не известно, тоже не получится. Налоговики сами определяют необходимость привлечения вас как свидетеля, и, если они посчитали, что вы можете им что-то сообщить, вам лучше явиться. В этом случае можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и так далее. Это уже не будет считаться отказом.

При этом неправомерный отказ от дачи показаний приравнивается к даче заведомо ложных показаний и грозит штрафом в 3000 руб.ст. 128 НК РФ

Если у вас нет оснований для неявки на допрос, но есть основания для отказа от дачи показаний - идите в ИФНС и там отказывайтесь. Однако, как видим, причин не так уж и много. Поэтому, скорее всего, свидетельствовать все же придется. В этом случае лучше заранее продумать свою позицию и подготовиться. Например, законспектировать информацию, которая может заинтересовать налоговиков, чтобы не запутаться.

Как проходит допрос

Допрос может проводить любое должностное лицо налогового органа, а не только инспектор, который проводит проверк уп. 5 ст. 90 НК РФ ; Постановление ФАС МО от 01.07.2008 № КА-А40/5692-08 . Результаты допроса оформляются протоколо мПостановление ФАС СКО от 19.06.2006 № Ф08-2677/2006-1112А .

Оформлением протокола занимается инспектор. От вас требуется:

  • проверить сведения о себе и расписаться под ними;
  • расписаться в том, что вы ознакомлены со своими правами и обязанностями, в частности об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний;
  • внимательно прочитать протокол по окончании допроса и, если вы с чем-то не согласны и у вас есть замечания, указать на них в протоколе;
  • подписать сам протокол.

Все присутствующие (инспектор, переводчики и другие лица) также должны расписаться. Если в ходе допроса использовались какие-либо документы или материалы (например, фотографии или видеозаписи), независимо от того, кто их предъявлял, они должны быть приложены к протоколу.

Выдать вам копию протокола налоговики могут, но не обязаны.

Доказательную силу имеет только допрос, оформленный протоколом. Объяснительные записки, опросы устные и письменные не могут являться доказательством правонарушения, так как от них можно отказаться. Также не имеет доказательной силы информация, сообщенная налоговикам по телефон у