Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Программа развития творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Творческие способности детей

Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог (будем употреблять это слово в широком смысле, называя так и родителей, ибо они тоже являются учителями) делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость . Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Конечно, специальными упражнениями и тренировками. Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Итак, как развить креативность у школьников и малышей?

1. Занятия творчеством

Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

2. Постановка необычных задач
Чтобы развить у детей креативное мышление, нужен проблемный метод обучения. В чем он заключается? В том, что перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения - это одно из основных условий успешного развития креативности .
3. Специальные упражнения
Без них никуда. Любая методика предлагает целый рад способов достижения лучшего результата, частными проявлениями которого являются как раз упражнения разного рода. Для развития креативного мышления можно использовать следующие:

  • Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и предложите ребенку придумать, как ее можно использовать не по прямому назначению. Например, сделать аннтенку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос. В общем, тут непаханое поле для развития фантазии и креативности.
  • Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Учиться находить новые пути к школе, стараться посещать незнакомые места, привносить новый штрих в повседневность. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.
  • Игра в ассоциации - очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.
  • Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

Итак, не бойтесь развивать креативное мышление у детей. Начните как можно раньше, и со временем вы непременно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.

Гораздо чаще в жизни приходится решать задачи и проблемы, требующие нетривиального подхода, чем стандартного. Для этого нужно мыслить творчески, неординарно. Подобное умение следует тренировать с детства. Развитию творческого мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений, а также приобщая детей к искусству.

Что подразумевают под творческим мышлением ребенка

Когда речь заходит о творческом мышлении взрослого человека, сразу представляются оригинальные идеи, необычные арт-объекты, какие-то сложные проекты. Готов ли детский мозг к придумыванию новых образов? Способен ли находить в окружающих предметах и явлениях нечто такое, чего не замечают другие?

В дошкольном детстве, когда активно развиваются все , у ребенка как раз часто проявляется способность видеть новое в том, что кажется обычным для взрослого. Например, четырехлетка, впервые увидев, как идет снег, спрашивает: «Мама, вот эти белые комарики и называются снежок?». Или 5-летняя девочка договаривается с родителями: «Можно, эта большая ракушка будет моей чашкой?».

В подобных случаях отмечают творческое или креативное мышление детей дошкольного возраста. Ребенок мыслит творчески, если он наделяет предметы и явления не присущими им свойствами, находит оригинальное применение, сочиняет фантастические истории, предлагает несколько вариантов решения предложенной задачи.

Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте

Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов.

Идеи следуют за действием

Если в младшем дошкольном возрасте преобладает мышление, то и творчество рождается на основе действия.

Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.

Чтобы грамотно подобрать методики для развития мышления дошкольника, важно знать, на какой способ фантазирования он опирается.

Творчество на основе наглядно действенного и образного мышления

Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста позволяют им фантазировать и придумывать, манипулируя конкретными предметами или их образами. Мальчик, взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. А девочка, натянув игрушечному зайцу или медвежонку какую-либо одежку, легко представляет его малышом. Из таких первичных незамысловатых действий зарождается способность находить новые связи между процессами и видеть знакомый предмет в новом контексте, что особенно важно для развития творческого мышления у дошкольников.

К пяти годам дети научаются хорошо оперировать образами, получая богатый материал для творчества. Они выделяют отдельные компоненты предметов, находят сходство и различие при сравнении, мысленно сопоставляют и сравнивают объекты по цвету и форме.

Подключив , дошкольник способен из различных компонентов создать необычный образ и наделить его неожиданными свойствами и характеристиками. Тем более что детям кажется приемлемым любое сочетание этих свойств. Если в сказке ковер может превращаться в самолет, а царевна оборачиваться голубкой, то почему бы стулу не стать лошадкой, или ботинку не послужить корабликом?.. Сказочный контекст стимулирует творческое самовыражение в дошкольном возрасте.

Креативное мышление с опорой на причины и следствия

Более приближенным к реальности становится творчество ребенка к тому времени, когда он начинает осознавать взаимосвязи. Старший дошкольник мыслит творчески, заглядывая глубже и применяя определенную цепочку. Он фантазирует, как герой встречается с инопланетянами, как из яйца появляется далеко не цыпленок, а от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Дети по-прежнему используют множество фантастических образов, но связывают события причинами и следствиями, учитывают закономерности.

С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели.

Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.

С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.

Особенности мыслительных процессов в творчестве

Рассмотрим, какие качества мыслительных процессов способствуют формированию креативного мышления у детей дошкольного возраста. В психологии активно исследуются особенности творческого мышления. При некоторых различиях в точках зрения, большинство психологов выделяют основных «помощников» творчества:

  • быстрота
  • гибкость
  • оригинальность

Быстрота мышления позволяет генерировать идеи одну за другой. И если первое, что приходит на ум ребенку, как правило, общепринято и банально (например, на основе круга можно дорисовать солнышко, рожицу, руль), то последующие идеи могут оказаться нестандартными (круг – это нос клоуна или помпон на шапочке).

Гибкость мысли подсказывает, как найти совершенно новое использование знакомому предмету. Данное качество можно назвать основой творческого мышления дошкольников. Они легко используют взаимозаменяемость предметов и понятий в ролевых играх. Листочек дерева может служить тарелкой, песочница – кузовом автомобиля, палочка играет роль денег.

Оригинальность мышления – особенность условная. Сложно установить четкие критерии, какую идею считать оригинальной. Поэтому, если прослеживается некоторая новизна в описании происходящего или в применении предметов, отмечают оригинальность мышления ребенка (снежинки – белые комарики, кружок – след пятки…). Неожиданное комбинирование деталей, в результате чего получается новое изображение или необычная конструкция, также свидетельствует об оригинальности мыслительной деятельности.

Важность развития творческого мышления дошкольников

Творчество обладает широкими возможностями в развитии ребенка, как в формировании познавательных процессов, так и для личностного становления.

Целенаправленное развитие творческого мышления дошкольников способствует расширению границ восприятия окружающей действительности.

У ребенка формируется навык замечать нечто особенное в том, что его окружает. Он, как копилка, наполняется новыми образами и понятиями. Дошкольник проявляет самостоятельность, придумывая, как этим багажом распорядится, и где применить. Его творческий потенциал может проявиться в различных направлениях – в изобразительной деятельности, в ролевых играх, в придумывании сюжетов, в восприятии музыки.

Методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста

Творческое мышление ребенка нуждается в стимулировании. Занимаясь с детьми, практикуют различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли.

Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения:

  • нацеленные на развитие наглядных образных представлений
  • стимулирующие мыслительные процессы

К первой подгруппе относятся задания на воспроизведение внешнего вида предмета, на узнавание образа, на воссоздание объекта по незначительной части. Вторую подгруппу составляют задания на выявление признаков, сравнение, упорядочивание по размерам и пр.

Популярные примеры с использованием зрительного образа: найти соответствующую фигуру заданных размеров и формы, дорисовать изображение на основе маленькой детали, выделить знакомые предметы в хаотичном рисунке, картинки-небылицы.

Также часто используют способ выявления отдельных признаков и узнавания предмета: назвать 3-4 объекта схожей формы определенного цвета, отгадать по описанию (загадки), определить сходство объектов, дать описательное понятие предмета (объясни жителю другой планеты, что такое тарелка или стол).

Многие несложные приемы легко могут применять родители во время обычной прогулки с детьми:

  • увидеть новый образ (на что похоже облачко или камушек, выложить из веточек фигуру);
  • использование гипотетических возможностей (что можно увидеть, став таким большим как дерево?);
  • завершение историй (взрослый начинает сочинять рассказ, а ребенок продолжает).

Золотым правилом для взрослого, заинтересованного в познавательном развитии дошкольника, должен стать личный творческий подход. Только увлеченный и изобретательный наставник обеспечит условия для развития творческого мышления ребенка.

Экологичное родительство: Абсолютно все дети от природы обладают творческими способностями. Можно их или развивать, или заглушать. В этой статье я напишу, как их можно заглушить.И, конечно, посоветую этого не делать.

Абсолютно все дети от природы обладают творческими способностями. Можно их или развивать, или заглушать. В этой статье я напишу, как их можно заглушить. И, конечно, посоветую этого не делать.

Творческие способности детей

1. Первое самое простое - пример родителей.

Если родители считают, что их жизнь кончена и они ничего больше не могут делать и осваивать, это подсознательно впитывает ребенок. Чтобы "развивать", родители вовсе не должны музицировать, рисовать, петь, плясать и стоять на голове "для ребенка" - достаточно, чтобы у них были свои взрослые осмысленные дела, без клоунады "ради развития" .

Но если у них у самих полная апатия и бесцельное существование, то это будет проецироваться на ребенка, как бы его ни "развивали".

2. Жизнь "вместо ребенка".

Мне иногда не по себе от вопросов "как играть с ребенком". Как устроить ребенку домик, как научить его играть, как организовать игру, как развивать сюжетную игру, как научить ребенка...

Для начала нужно усвоить, что игра это ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭТАП развития ребенка . Его можно этому не учить, как вы не учили его дышать. Более того, если родители играют вместо ребенка и постоянно "организовывают", это отнимает у ребенка его ведущую роль в игре и мешает развитию образного мышления. Потому, что игра - это генерирование образов . И если у вас проблема "как играть с ребенком", на детском языке это звучит "как думать вместо ребенка".

Оставьте его в покое, вспомните свое детство - вы как-то справлялись с игрой? Вот и он справится! Не нужно меняться местами с детьми. Взрослые не должны играть в качестве основного занятия (если вы не профессиональный аниматор). У них должна быть взрослая деятельность, ведение хозяйства, свои дела, а не сюжетная игра в магазин.

Конечно, если дети играют и пригласили маму "попить чай с куклами", можно придти. Но это разовое приглашение сильно отличается от постоянной "организации игры". Можно вместе построить домик, но давая ребенку ведущую роль в игре, а не пассивного наблюдателя.

Можно подать идею, но не развивать ее от и до вместо ребенка. Замечательно поиграть с детьми в настольные игры - ребенок должен пройти через чувство проигрыша и подчинение правилам. Командные спортивные игры вместе - прекрасно, сплочение семьи. Но "помогать" ребенку вести сюжетные игры - отнимать его право играть. Взрослые играют в свободное время и по желанию, а не потому, что "ребенка необходимо развивать!".

Когда ребенок говорит "мне скучно!" - это самый лучший повод ему подумать и придумать САМОМУ себе новую идею.

3. Избыток игрушек.

Тоже касается игры. Это даже дело не в количестве, а в продуманности каждого действия и каждой детали . Например, для кукольного чаепития есть готовая посудка, готовые игрушечные пирожные, которые даже порезаны на кусочки, скрепленные липучкой! Кроме самой машинки, есть готовая парковка, гараж, и еще десять комплектов для нее в наборе. есть все готовое - а что делать ребенку?

Передвигать эти готовые предметы туда-сюда? Нет, я не призываю посадить ребенка в голые стены и дать палочки. Но можно дать ему свободу творчества в игре - придумать эти самые пирожные для кукол, придумать как сделать парковку из старой коробки. Если ребенок не умеет видеть образ в предмете-заместителе в игре - это ограничивает его мышление . Предложите самому ребенку сделать что-то из подручных средств для новой куклы или новой машинки? С юда же относятся слишком продуманные игрушки - что можно вообразить за куклу, которая плачет, ходит, зовет маму и даже писает? что с ней делать? ждать, когда батарейка сядет?

4. Избыток "дидактических" игр.

Игры, которые задают одно действие и имеют одно решение - собери пирамидку, сложи узор, сделай только так, а не иначе. И чем больше у ребенка таких "развивающих" игр, тем меньше он думает.

Наоборот, чем больше у него "сырья", из которого можно что-то приспособить - тем больше он мыслит . Строить из кубиков, из конструктора, делать дом из одеял, сделать "телефон" из сломанной погремушки, привязать коробку к игрушечной собачке - это "пони с тележкой в зоопарке", и так далее.

Делать все из всего, в разных вариантах! Если игрушка позволяет что-то сделать с собой и из себя - она развивающая . Если это "сложи по образцу" - это шаблон . пирамидку, конечно, можно собирать Смайлик «smile» просто если у ребенка только игрушки с заданным действием - ему не нужно учиться вариативности мышления. А это основное свойство хорошего интеллекта.

5. Шаблонное творчество.

Это когда "мама должна обязательно рисовать вместе с ребенком", когда есть раскраски, когда творчество по часам и заданному количеству (обязательно нужно сделать две поделки сегодня), когда оно только "спускается сверху", и ребенок делает лишь то, что сказала мама, учительница и воспитательница. Когда ребенок не ищет свой образ, не пробует, не меняет разные материалы, не экспериментирует. Красивое срисовывание с образца - это не творчество. Раскраски - это не творчество. Мамины обязательные шаблоны "как рисовать собачку" - это не творчество. Елочки по трафарету на новый год - это не творчество.

Творчество - это поиск собственной идеи, это выражение СВОЕЙ мысли . Дайте ребенку "мыслить руками", не надо ломать его образы своими шаблонами!

6. Отсутствие инициативы.

Это связано с "жизнью вместо ребенка". Ребенку не нужно придумывать - он получает готовое расписание "развивающих занятий". Ему некогда организовать свою игру - мама уже сказала, во что играем сегодня.

Только если у ребенка есть свободное время для "своих" дел и собственные решения, чем и как заняться - возможно развитие инициативности . Если он идет по четкому расписанию без "права на побег" - когда ему думать-то?

Я думаю, верно такое правило - чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени на выбор деятельности, игру . Получается наоборот - в три года ребенок ходит на все возможные "развивалки", чтобы у него не было никакого времени поиграть и подумать самому. А к подростковому возрасту (когда он как раз должен быть плотненько занят), ему уже вся учеба окончательно надоела и неинтересно что-либо делать.

7. Масс-медиа в раннем возрасте.

Родители очень волнуются, что дети будут "несовременными" , если их в год не посадить перед экраном. А еще лучше - с рождения положить. Но чем позже ребенок познакомится с техническими достижениями, тем лучше для его интеллекта .

В дошкольном возрасте, в период активного познания мира, ребенок должен познавать именно МИР, а не технические новинки . Он должен познавать окружающее всеми органами чувств, а не видеть с экрана.

Мультфильмы забивают мозг готовыми образами - когда же ребенок будет их придумывать? Что он будет рисовать сам, кроме мультяшных персонажей? Компьютерные игры предлагают готовую "виртуальную реальность" - как же ребенок будет разрабатывать свои "миры" в игре? Все уже придумано за него и для него, а он - просто "винтик" в этой индустрии. Чем больше маленький ребенок "общается" с экранами разных форматов, тем меньше работает его мозг.

8. Отсутствие общения с природой.

Некоторые подразумевают "общение с природой" жизнь среди джунглей. Но для наблюдения за природой вполне сгодятся одуванчики во дворе и жучок на ветке. Ребенку не нужно "очень много" объектов, ему нужно глубокое осмысление имеющихся.

Чем больше ребенку сообщается готовых сведений и чем меньше у него самого эмпирического опыта, свободного наблюдения - тем хуже развивается интеллект. Потому что основа размышлений - переработка полученного опыта от всех органов чувств .

Ребенок должен сам наблюдать и задаваться вопросами - как ползут муравьи? как воробей клюет зерно? как взлетают голуби? как бегут облака от сильного ветра? - а не получать сухие факты и научные данные. Природа много веков вдохновляла великих ученых и давала идеи великим изобретателям. Может, и для нас она еще пригодится?

9. Отсутствие наблюдения как такового.

Кто позволит ребенку смотреть в окно? Нет, пусть сидит, пишет в тетрадке буквы, играет в развивающие игры, изучает карточки! На прогулке тоже нельзя в сторонке постоять и понаблюдать - нужно быть активным, давай играть, давай то и это!

Хотя наблюдение - первый этап в работе мозга, это накопление информации. Ребенок не может наблюдать за объектом, ему не позволяют просто смотреть и анализировать информацию. Тут же надо сказать заранее все сведения. Получается, что ребенок не успевает сделать свои выводы и задаться вопросом. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

фото: Kristina Varaksina

Рождение ребенка — радостный момент для семьи. Родители стараются и прикладывают все усилия, чтобы ребенок рос здоровым, счастливым, умным. Но, как утверждают психологи, этого мало. Нужно еще воспитывать творческое мышление у детей, тем самым развивая интеллект, расширяя спектр возможностей, обучая преодолевать мыслительные шаблоны.

Потому большинство родителей принимаются развивать творческие способности детей еще с младенческих лет. Современные технологии рекомендуют педагогам и родителям, прежде всего, формировать креативное мышление. Для этого следует стимулировать психические процессы ребенка: память, восприятие, воображение, речь. В этой статье мы проанализируем как правильно развить творческое мышление у ребенка и дадим рекомендации, которые помогут не допустить ошибок при выработке креативного потенциала малыша.

Когда начинать развивать творческое мышление ребенка

Ученые пришли к решению — развивать творческое мышление и воображение следует с дошкольного возраста. На этом этапе жизни дети решают задачи, связанные с нахождением предметов по их характеристикам. Акцентируя внимание на данном подходе, формируется интеллект и расширяется спектр умственных способностей. Усовершенствование творческих умений гармонизирует эмоциональное состояние, корректирует поведение, помогая адаптироваться в социуме. По мере роста, ребенку открываются различные тайны, и к 6 годам он может самостоятельно описать качества и свойства предмета, составить загадку, что связана с предметом. Параллельно он развивает воображение и способен собирать из знающих и известных образов нечто новое. Таким образом происходит развитие творческого воображения у детей.

Многие дети имеют бурную фантазию. Это обусловлено тем, что они не могут различить или осмыслить причину и результат между предметами и событиями окружающей среды. Чтобы это предотвратить с 3-4 лет помогайте ребенку учиться отслеживать логичность между причиной и результатом. Следите за действием окружающих простых механизмов, проводите эксперименты. В 5-6 лет обсуждайте с малышом телепередачи, задавая вопросы: зачем герои так поступают? Что будет дальше?

    Формируя творческое познание, следует позаботиться о развитии таких способностей:
  • гибкость — умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения;
  • беглость — способность быстрого генерирования идей;
  • оригинальность — умение придумывать необычные и интересные вещи.

Именно от вашего подхода, стараний и усилий зависит сам процесс и результат воспитания. Создавайте для малыша смоделированные ситуации, которые помогут развивать умственные и интеллектуальные способности.

Что делать для развития творческого мышления у ребенка

Формируйте и поощряйте фантазию. Когда ребенок утверждает, что с ним в комнате обитает ручной динозавр, не торопитесь говорить что это неправда. Он не старается обманывать — это особенная игра, в которой он пребывает. Сыграйте с малышом и его другом;

Помогайте творить. Шейте одежду куклам, мастерите гараж, сочиняйте сказки. Малыш обрадуется, а вы получите положительные эмоции;

Способствуйте воплощению идей в реальность. У детей чистое виденье вещей. Они импровизируют и выдумывают множество персонажей. Побеспокойтесь о наличии в доме бумаги, карандашей, красок и фломастеров. Когда малыша посетит забавная мысль, предоставьте ему нужные сподручные материалы — пускай творит.

    Чего не следует делать при развитии креативного мышления у детей
  • не действуйте стандартно. На прилавках детских супермаркетов находится множество различных комплектов, предназначенных для формирования творческого мышления. О каком воспитании креативного познания можно говорить, если в них находятся стандартные шаблоны, по которым дети создают поделку. Вызванное наличием шаблона отсутствие выбора, для воплощения фантазии, ограничивает возможность развития умственного потенциала;
  • не спешите за новинками. Наличие простых игрушек позволит больше воображать и фантазировать, играя с ними. Говорящая кукла либо машина с сиреной, конечно, хорошо, однако когда звуки отсутствуют — лучше, ребенок будет пытаться воспроизводить их сам;
  • не стоит запрещать. Зачастую, родители не хотят дополнительно убрать либо постирать, потому не покупают фломастеры, карандаши, прочие игрушки. Легче избежать беспокойства, запретив малышу заниматься любимыми процессами. Это приводит к ограничению развития творческого познания и воображения;
  • не решайте за ребенка. Излишнее родительское преобладание и контроль наносят вред становлению его психики. Результаты сурового воспитания могут отразиться со временем. В будущем дети с таким воспитанием не занимают высоких званий, поскольку не способны сами решить определенные вопросы;
  • не бойтесь творить. Мама с папой являются авторитетом для своего чада. Проявляйте фантазию и воображение. Пойте, читайте, рисуйте, шейте вместе с малышом. Рассматривайте его творения, замечайте и корректируйте недостатки.

Список упражнений для развития творческого мышления у детей

Существует множество упражнений и игр, предназначенных для формирования у детей творческого познания. Предлагаем несколько полезных и простых заданий, которые помогут вам вырабатывать творческий потенциал малыша:

Необычные ассоциации. Посоветуйте ребенку осмотреть кухню и выбрать один предмет. К примеру, это конфета. Пускай назовет прилагательные, описывающие предмет: яркая, крупная, твердая, шоколадная, черная. Далее усложните задание — назвать прилагательные, не соответствующие изображению предмета: железная, загадочная, теплая и жареная;

Творческий тест. Нарисуйте небольшие кружочки либо крестики и дайте малышу, чтобы он с помощью сподручных материалов их дополнил, превращая в увлекательные маленькие рисунки;

Юный строитель. Малышу необходимо “построить” дом. Напишите несколько слов: собака, лимон, вода, огурец, стул. Они являются необходимыми условиями при построении дома. К примеру, как использовать лимон? Можно покрасить стены в желтый цвет, вода обозначает постройку небольшого бассейна. Слова могут быть самыми разнообразными. Все зависит от фантазий и мышления малыша;

Облако. Упражнение доступно всем и не требует особых усилий. Предложите малышу посмотреть на облако в небе и рассказать что оно напоминает;

Театр теней. Вам потребуется простынь, лампа и набор картонных фигурок, которые можно изготовить самостоятельно. Разыгрывайте детские сказки по готовому сценарию, которые нуждаются только в актерах.

Развитием творческих способностей ребенка нельзя заниматься периодически. Здесь важен комплексный подход и создание системы обучения. Для достижения эффективных результатов малыша рекомендуется записать в кружки либо секции. Природа креативности нуждается в свободном выражении мыслей и идей в дружеской теплой атмосфере.

Занятия искусством приятны и полезны. Они станут отличным дополнением к вашей выбранной методике воспитания, приложенным усилиям и стараниям. Если упражнения и игры представляются вам простыми и несуразными, не ленитесь немного поимпровизировать. Ознакомившись с предоставленными упражнениями и рекомендациями — творите и придумывайте вместе с малышом. Благодаря этому вы будете развивать творческие способности ребенка, сблизитесь с ним и получите массу положительных эмоций.

Связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Сенситивный период развития креативности приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность.

Предлагаю игры, которые помогут развить качества креативного мышления у ребенка дошкольного возраста.

Упражнение «Что ты видишь? »

Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, учить мыслить творчески.

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Игра «Поиск способов применения предмета»

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.) . Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Что это такое? »

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

www.maam.ru

Развитие креативности дошкольников

Е. В. Жемчужникова

Развитие креативности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе. » Дж. Гилфорд

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача современного дошкольного образовательного учреждения создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста.

Мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях.

Если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами.

Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребенка.

Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Главное для педагога, помнить ряд правил:

Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

Уважать точку зрения воспитанника , какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.) . Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы

Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

www.maam.ru

1. Игры на развитие воображения детей …………………………………….3

2. Игры на развитие творческого мышления детей……………………….13

3. Музыкальние игры………………………………………………………...25

1. Игры на развитие воображения детей 6-7 лет

Развитие воображения у детей

Воображение - неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию) .

«Несуществующая рыба».

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин.

Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает?

Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...».

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка.

В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками?

Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное».

В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях.

Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь) . Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж.

Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».

Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи».

Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать) , загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня».

В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные - слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей.

Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький - хвостом. Разрисуйте гусеницу.

Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

Космическое путешествие

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги - это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой - злые, на третьей - грустные и т. п.

Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная) .

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

Задача - жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

Выберите какой-нибудь предмет. Задача - придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

Из пластилина можно лепить все - посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее - провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно - дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все!

А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

У меня со старшей дочерью такой опыт - она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики») , бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок - в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям - один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх - возможность прямого и свободного самовыражения.

Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета - может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории - их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками - вот и готовые мячики для игры.

Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь:листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Необходимый инвентарь: видеокамера.

Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит - костюмы, грим, декорации.

2. Игры на развитие творческого мышления детей

Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений.

Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

«Что будет, если?..»

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов.

Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

Развитие креативного потенциала дошкольников

через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательностью, умеющей находить собственное решение вопросов, открыто высказывать оригинальные гипотезы и идеи.

Одним из средств развития креативной личности, развития воображения, дивергентного мышления, является театрализованная деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения собственного мнения, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образная память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу несмотря на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.

Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т.д.

  1. Создание всех необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности;
  2. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  3. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  4. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  5. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

  1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
  3. Индивидуальный подход и незыблемая вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка
  4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции
  5. Активная игровая деятельность детей

Формирование творческих способностей детей в театрализованной деятельности предлагаем начать с проведения специальных игр-упражнений с детьми на развитие воображения, мимики, пантомимики, интонации и артикуляции. Это небольшие игры, которые можно использовать в соответствии с комплексно-тематическим планом работы при проведении занятий по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим миром, экологией; при проведении физкультминуток, оргмоментов и т.д., т.е. во всех формах педагогического процесса.

  1. Творческие игры-упражнения
  1. Игры-имитации.

Имитация действий, особенностей поведения, эмоций людей и животных, сказочных персонажей. Например, неуклюжий медведь, храбрый петушок, хитрая лиса, грустный зайчик, радостный медвежонок. Изображая различные персонажи, дети учатся азам перевоплощения.

  1. Творческие игровые ситуации.

«День рождения у мишки», «Веселая рыбалка», «Цирк зверей», «Играют зайчики на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет их поймать»

  1. Игры-импровизации под музыку(«Снежинки медленно падают или вдруг закружатся в снежном вихре», «Просыпаются цветы на полянке», «Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок» и т.д.) . Дети с удовольствие создают игровые образы в соответствии с настроением музыки, ее темпом.
  2. Этюды-импровизации: «Надо съесть кашу, которая не нравится», «ученый-изобретатель необычной машины», «робот-воспитатель», «инопланетянин в детском саду» и т.д.
  3. Театральные этюдыпо изображению различных сказочных животных на основе стихотворных текстов.
  4. Мини-постановкипо текстам произведений малых фольклорных форм (потешек) , авторских стихов.

При проведении таких игр-упражнений, необходимо обращать внимание детей на использование мимики, жестикуляции, движений и таких средств выразительности как ритм речи, темп, особенности голоса, которые помогают передавать различные оттенки чувств: удивление, радость, обиду. Перевоплотиться в образ детям помогают элементы костюмов и декораций, которые они сами и подбирают для своих игр.

Каждый ребенок по-своему проявляет характер изображаемого героя, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Говоря от имени определенного лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером по игре или этюду. А после исполнения даже самой маленькой роли и пассивный ребенок начинает проявлять активность, у него появляется радость творчества.

  1. Инсценирование фрагментов художественных произведений и песен.

На следующем этапе развития творческих способностей детей переходим к инсценировке фрагментоврусских народных и авторских сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу?», «Как цыпленок голос искал» и др.) .

Проигрываем эти фрагменты сказок несколько раз с разными детьми-актерами, чтобы способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной игре, раскрывающей индивидуальность каждого ребенка. Обмен ролями предоставляет детям возможность осваивать новые роли, самостоятельно подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, его эмоций, переживаний и черт характера.

На данном этапе дети начинают более ярко проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Задача здесь усложнена воплощением в роли без важного выразительного средства – слова, но зато больше возможностей проявить свои способности в движении, опираясь в основном на музыку.

Инсценировка детских песен:«Три поросенка», «Лев и брадобрей», «Гномы», «Лягушки» и др.

Пластикой своего тела, движениями дети передают эмоциональный строй песен.

В результате систематического целенаправленного применения таких игр дети становятся более уверенными, а их движения приобретают гибкость, подвижность и выразительность.

Развитию творческих способностей детей способствует также их участие в подборе необходимых костюмов для изображения различных героев, атрибутов для игры, а при необходимости их изготовлении, подборе и расстановке декораций.

В самостоятельной деятельности дети разыгрывают небольшие сценки и представления, используя такие виды театра как пальчиковый театр, би-ба-бо, театр на ложках, настольный театр, театр на фланелеграфе и др.

Успешности использования театрализованных игр для развития творчества детей способствует соответствующая организация предметно-развивающей среды: разнообразные костюмы, детали которых могут использоваться для различных персонажей, т. е. такие костюмы, которые предполагают вариативность использования; театральные ширмы и различные атрибуты для игр по разным сюжетам, элементы декораций, наличие различных видов театра и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, в которых дети будут иметь возможность изготовить всё необходимое для своих творческих игр и реализовать свое видение оформления инсценировки или спектакля.

  1. Развитие творческих способностей детей в процессе постановки спектакля

Основные условия:

Свобода в выборе деятельности, приемов и способов реализации собственного замысла

Создание атмосферы личностного эмоционального комфорта для ребенка

Обогащение предметно-развивающей среды, ее разнообразие, насыщенность, сменяемость

Создание педагогом положительной мотивации, поддержка всех творческих начинаний ребенка, отсутствие всякой критики.

Готовясь к показу спектакля, дети имеют возможность попробовать сыграть любой понравившийся им образ. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера изображаемого героя, и, обращая на это внимание, дети учатся друг у друга использовать такую жестикуляцию, мимику, темп и ритм речи, которые наиболее полно отражают образ героя.

В спектакле обязательно играют все дети группы. Пусть сначала эта роль будет маленькой и незначительной, но она доставит ребенку огромную радость участия в коллективном творческом деле и будет способствовать обогащению его личного опыта, поможет самым стеснительным и робким детям преодолеть робость и неуверенность в себе.

С огромным интересом дети участвуют в обсуждении, выборе и изготовлении необходимых декораций для спектакля, элементов костюмов; придумывают и рисуют афишу спектакля, разрабатывают проект программки спектакля, пригласительных билетов.

Таким образом, театр, будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предоставляет детям возможность проявить свои индивидуальные творческие способности в самых разнообразных областях.

  1. Самореализация творческих способностей, самовыражение личности
  1. Импровизация непосредственно во время театрализованной игры, инсценировки;
  2. Придумывание сказки на основе нескольких сюжетов, произведений;
  3. Введение в известную сказку новых персонажей, проблемных ситуаций;
  4. Перенос героев одной сказки в другую;
  5. Придумывание продолжения сказки или изменение ее конца
  6. Постановка самостоятельно придуманной сказки
  7. Самостоятельное изготовление театральных кукол, декораций на основе собственного замысла
  8. Проектная деятельность детей на тему театра – индивидуальные и коллективные исследовательско-творческие проекты

Создание ситуации поиска, раскованности и свободы побуждает детей фантазировать, комбинировать и импровизировать. В ходе таких игр приветствуется любая самостоятельно выдвинутая идея, оригинальное предложение и нестандартное решение.

Дети могут переиначить начало и концовки знакомых сказок или мультфильмов, придумать новые события, в которые попадает герой, ввести в действие новых персонажей.

В результате чего возникает качественно иной сценарий, образ, открываются новые возможности роли. Таким образом, была придумана сказка «Теремок дружбы» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») , в которой дети нетолько добавили новых сказочных персонажей – собаку Тошку, львенка, дракончика, но и обогатили нравственный смысл сказки.

Звери не только сами жили дружно в теремке, но и всегда помогали другим животным, попавшим в беду. Теперь все звери в лесу знали, куда им идти, если случится беда.

К сказке «Кот, петух и лиса» дети придумали продолжение, в котором все лесные звери приходят на помощь коту и хитростью спасают петушка от лисы.

Добавив новых персонажей в сказке «Два жадных медвежонка», дети изменили сюжет и данного произведения. В гости к медвежатам приходили их друзья – ежик, белочки, зайчик, говорили, что они очень голодные, не ели целый день и просили хотя бы кусочек сыра, но медвежата ничего им не дали и, в конце концов, были наказаны за свою жадность.

Все эти сказки, придуманные детьми, легли в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети играли особенно эмоционально и непосредственно.

Результат- формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

  1. способность создавать широкое разнообразие замыслов;
  2. отсутствие стереотипности мышления – новые, оригинальные, нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми нормами и стандартами;
  3. способность к созданию ассоциаций неоднородных понятий;
  4. мобильная генерация идей;
  5. совершенствование первоначального замысла в процессе детализации;
  6. умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с ними новыми способами.

Диагностическое обследование детей подготовительных групп дошкольного учреждения обучающихся по данной методике показывает, что 70% выпускников имеют высокий уровень развития творческих способностей. Эти дети способны принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью суждений, инициативностью и упорством.

СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ

«Теремок дружбы»

Стоял в поле теремок.

Бежал мышонок по тропинке лесной и увидел теремок. Какой он красивый - подумал мышонок и решил в нем остаться жить.

В это время вышла лягушка погулять и поискать себе вкусных мошек на завтрак. Увидела она красивый теремок, постучалась и попросилась жить вместе с мышонком. Мышонок согласился.

Веселый пес Тошка шел по лесу и искал, с кем бы ему поиграть в интересную игру, а то дома ему уже надоели курицы, да петухи, которые не умели играть в интересные игры. Он подружился с мышонком и лягушкой и остался жить с ними.

Весть о том, что в домике на опушке поселились веселые зверушки, пронеслась по всему лесу. Узнали об этом и белочки. Они собрали вкусные орешки и принесли их угостить зверей и тоже подружились с ними.

Сидят звери, кушают угощение белочек, вдруг видят, это что за зверь невиданный. Это был маленький дракончик. Он только вылупился из яичка и не знал куда ему идти.

Звери позвали его в домик и накормили.

Вдруг видят звери, идет по тропинке львенок. Откуда он взялся в нашем лесу - подумали они. Оказывается, львенку стало скучно у себя в Африке, и он решил отправиться в путешествие по всему свету и теперь искал место, где бы ему переночевать.

Звери пустили львенка в домик. И он рассказал им много интересных историй про свое путешествие.

Вдруг все услышали крик «Спасите меня, спрячьте меня!». Это был петушок золотой гребешок. Ему удалось перехитрить лису и убежать от нее.

Звери спрятали петушка в домике.

Но лиса хоть и любила петушков да курочек, но все же была доброй и помогала тем, кто попадал в беду. Когда она бежала за петушком, то встретила волка, у которого болела лапа. Лиса привела волка к домику, и мышонок вытащил занозу из лапы волка.

Вдруг все услышали, что кто-то плачет. Это был медвежонок топтыжка, который ушел гулять один, потерялся и не мог теперь найти свою маму. Волк сказал, что сам отведет медвежонка к его маме.

Все звери подружились в теремке и назвали теремок «Теремком дружбы»

«Как звери петушка спасли»

(продолжение сказки «Кот, петух и лиса»)

Схватила лиса петушка и потащила. Сколько ни кричал петушок, котик его не услышал: очень уж далеко был.

Вернулся котик домой, а петушка дома нет. Понял он, что это лиса его утащила. Решил котик идти скорей к дому лисы спасать петушка.

Идет он по лесу, а навстречу ему зайчик.

Пойдем вместе. Лиса хитрая, одному с ней не справиться.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Мы пойдем с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Я пойду тоже с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Подошли они к домику лисы и стали думать как бы ее из домика выманить и петушка спасти и придумали.

Белочки закричали:

Лиса, выходи скорей, мы тебе целый мешок курочек принесли.

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши курочки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда ежик закричал:

Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок гусей принесли!

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши гуси. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда мышонок закричал:

Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок индюшек принесли!

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши индюшки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда котик и говорит:

Ну что ж, лиса, мы тогда все эти мешки пойдем волку подарим!

Не могла этого лиса вынести и вышла из дома.

Набросились на нее звери все вместе и прогнали в лес.

Так звери все вместе спасли петушка.